Главная > Финансы & банки > Экономика > Рост теневой экономики в странах ЕС

Рост теневой экономики в странах ЕС

image_pdfimage_print

Разрушительные волны экономического кризиса набегают на песчаные берега Европейского Союза одна за другой, оставляя на них обломки купеческих каравелл, грязь, тину, гниющие водоросли. Одним из прямых следствий кризиса в странах ЕС стал рост теневой экономики.

На пороге XXI века начало казаться, что борьба с теневой экономикой, оздоровление предпринимательского климата, умелое сочетание стимулов и санкций приносят свои плоды. Теневую экономику удается взять под контроль. Ее удельный вес снижается. Все чаще и бизнес, и население, включая мигрантов, предпочитают работать вбелую.

Но экономический кризис, похоже, развернул ситуацию вспять. Теневая экономика возвращается. Повсюду. Мощно. Нахраписто. Уверенно. Никому не удается избежать ее победного шествия. Ни более-менее благополучному Северу. Ни проблемному Югу Европы.

Хотя в разных странах и регионах континента ее возвращение проявляется по-разному. Разнится и вес теневой экономики. Феномен подробно разбирается в недавно опубликованном исследовании, проведенном австрийским экономистом Фридрихом Шнайдером (Friedrich Schneider). Большое внимание ему уделяется статистическим агентством ЕС «Евростатом».

Давайте вместе посмотрим, как приводимые ими данные агрегированы популярной французской газетой «Монд»*1, обычно не любящей на своих страницах полоскать грязное белье Европейского Союза. Однако времена меняются…

Согласно проведенным ею подсчетам, использование подпольного труда и уход от налогообложения достигают в своей совокупности 19% ВВП зоны ЕС. Как представляется, приведенная цифра несколько завышена, но оставим ее на совести редакторов газеты.

При этом для Западной, Центральной и Северной Европы эта цифра колеблется вокруг 10%. В странах Средиземноморья достигает четверти ВВП. И поднимается до 30% в отдельных уголках Восточной и Юго-Восточной Европы.

Вот данные по отдельным странам. Вслед за французскими журналистами разобьем их на три группы. Первая состоит из 14 государств. Лучше всего дела обстоят в Австрии, Люксембурге, Нидерландах, Франции и Великобритании, в том смысле, что доля подпольного и серого бизнеса в национальной экономике здесь самая низкая. В Австрии – 8,2%, Люксембурге – тоже 8,2%, Нидерландах – 9,8%, Франции и Великобритании – по 11%.

Далее следуют Ирландия с 12,8%, Финляндия и Германия – с 13,7%, Дания – с 13,8% и Швеция – с 14,7%. Несколько похуже, но все же намного ниже одной пятой – в Словакии, Словении, Чехии и Бельгии. В Словакии и Словении – 16%, Чехии – 16,4% и Бельгии – 17,1%.

Вторая группа включает Испанию, Португалию, Италию и Грецию. В ней же оказалась и Венгрия. В них доля теневой экономики существенно выше. Она стремится к четверти ВВП. Показатели по Испании – 19,2%, Португалии – 19,4 %, Италии – 21,2%, Венгрии – 22,8%. Замыкает список Греция – 24,3%.

С наибольшими проблемами сталкивается третья группа государств. В нее попали Польша, Мальта, Кипр, страны Балтии и два новичка ЕС – Румыния и Болгария. В Польше, на Мальте, Кипре и Латвии ситуация еще более-менее. Их показатели – 25%, 25,8%, 26% и 26,5% соответственно. В Эстонии и Литве – посложнее, с 28,6% и 29%, которых достигает тень в национальной экономике.

Наконец, наибольшую тревогу у ЕС вызывают Румыния и Болгария. Здесь удельный вес подпольного бизнеса подбирается к трети ВВП. Данные по Румынии – 29,6% и по Болгарии – 32,3%.

Любопытна структура теневой экономики в целом по ЕС. Согласно выкладкам «Монда», 66,5% в ней составляет труд недекларируемых работников. Чаще всего они используются в строительстве, сельском хозяйстве и работе на дому. Доходы, утаиваемые от налоговых органов (розничная торговля, выручка баров, оплата за услуги такси и т.д.), образуют остальные 33,5%.

Если взять выборку из пяти стран – Германии, Испании, Италии, Польши и Румынии, то распространенность теневой практики находится в них в среднем по разным секторам экономики на уровне почти 35% – в строительстве, 25% – в оптовой и розничной торговле, чуть ниже 25% – в переработке и чуть ниже 20% – в гостиничном и ресторанном деле.

Позиции теневой экономики несколько слабее на транспорте, в сельском хозяйстве, сфере личного обслуживания, здравоохранении и торговле недвижимостью. Усредненные цифры для транспорта и связи – чуть выше 15%, сельского хозяйства – 15%, сферы личного обслуживания – намного выше 10%, здравоохранения – чуть выше 10% и для торговли недвижимостью – 10%.

Наконец, в таких секторах, как добыча полезных ископаемых, электроэнергетика и финансы, теневая экономика почти полностью отсутствует.

Хотя разброс по странам очень большой. В отдельных из них, легко догадаться каких, удельный вес подпольного бизнеса достигает или даже превышает 40% в строительстве, опте, рознице и переработке. На транспорте он чуть выше 25%. В гостиничном и ресторанном деле, сельском хозяйстве, сфере личного обслуживания, здравоохранении и торговле недвижимостью – слегка превышает 20%.

Не удивительно, что страны ЕС последнее время столь большое значение стали придавать борьбе с уклонением от налогообложения. Соответствующие меры активно вписываются в правительственные программы сокращения бюджетного дефицита.

Так, Франция намерена ужесточить санкции против нарушителей. Причем весьма существенно. В Испании за счет лучшего контроля за налогооблагаемой базой собираются пополнить казну на 8,1 миллиарда евро. Италия потребовала, чтобы любые платежи, превышающие 2,5 тысячи евро, совершались таким образом, чтобы их можно было отследить. То есть банковскими карточками и банковскими же переводами.

В Великобритании создана специальная бригада в составе 200 агентов, которым поручено следить за особенно высокими доходами. От Греции же вообще потребовали развернуть тотальную войну с уклонением от налогообложения, приобретшим характер самого практикуемого вида спорта в стране, в качестве одного из обязательных условий предоставления помощи по линии ЕС и МВФ.

Однако если такие тенденции получили распространение в матушке Европе, вряд ли они ограничиваются территорией перечисленных государств. Скорее всего, они ничуть не в меньшей степени проявляются и за их пределами. А дальше делайте выводы сами…

© Татьяна ЭНТИНА

*1 См. Geo & Politique. Barometre Union Europeenne. L'economie souterraine: environ 19% du PIB europeen // Le Monde, dimanche 29 – Lundi 30 janvier 2012. P. 3.

№2(63), 2012

№2(63), 2012