Главная > Тенденции & прогнозы > Ситуация > Белый супрематист будет вещать со сцены

Белый супрематист будет вещать со сцены

image_pdfimage_print

Датский режиссёр взялся раскрыть тему правого радикализма

Кристиан Лоллик, художественный руководитель театра Cafe Teateret в Копенгагене, надумал разыграть на подмостках более чем злободневную драму – о том, как белый супрематист Андерс Брейвик, прозванный «норвежским стрелком», 22 июля прошлого года совершил двойной террористический акт, хладнокровно убив 77 своих сограждан. Не мудрено, что сама идея представить в художественной форме, пусть и в максимально документальном формате, образ мышления серийного убийцы, вызвала бурю негодования, как в Норвегии, так и в самой Дании.

Режиссёр Лоллик, по его словам, намерен докопаться до мотивов варварского преступления и раскрыть не слишком «тайный образ мысли» Брейвика, который заблаговременно, до того, как взорвал бомбу в Осло и расстрелял детей и подростков на острове Утойя, заявил о себе как об идейном террористе. Он выпустил в свет свой «Манифест-2083», где на 1518 страницах делится размышлениями по национальному вопросу и способах полного и окончательного решения проблемы «чужих».

На страницах столичной газеты «Политикен» Кристиан Лоллик решил объясниться с теми, кто воспринял его креативный порыв как провокацию.

Вначале в четырех абзацах Лоллик отвечает на нападки со стороны родственников погибших, обвинивших его в бесчувственности, выражает им глубокую симпатию и соболезнование. Печально, такое «мрачное событие никогда еще не случалось в Скандинавии». Но затем дистанцируется от всех сопричастных к трагедии, отмечая, что мы, мол, и не родственники погибших, и не норвежцы. Более того, пресса уже во всех нюансах изучила содержимое головы Брейвика, так почему же театр как художественный метод изучения жизни не может пойти тем же путём?

Лоллик убеждён, что имеет полное «римское право» и моральное право заняться разбором полётов, докапываясь до корней этой чудовищного жертвоприношения (см. «Казус Брейвика»). Вот его позиция: «Моя идея заключается в том, чтобы рассказать о страшной трагедии с использованием признаний и мыслей Брейвика. Цель этой пьесы – предотвратить повторение событий прошлого года». Премьера пьесы «Манифест-2083» состоится либо 15 августа, либо 23 августа, либо 23 сентября.

Театральный режиссёр отбивает критические стрелы в свой адрес: вот госпожа Пиа Къёрсгорд, лидер ультраправой Народной партии, неоднократно называла его затею «постыдной», однако в манифесте Брейвика широко цитируются программные документы народников. Лоллик считает, что Пиа Къёрсгорд «невольно является частью вселенной Брейвика», а потому ей должно быть тоже важно «понять, каким образом происходит процесс радикализации» взглядов её современников.

Эта тема, видимо, действительно всерьёз занимает Лоллика, потому что он привлек к работе над будущим спектаклем экспертов по экстремистским движениям – они будут участвовать в семинарах, которые пройдут параллельно постановке пьесы. Для датчан, которым памятны скандальные последствия публикации карикатур на пророка Мухаммеда, это в любом случае небесполезно – здесь не случайно поднимают голову правые ультра.

Режиссёр решительно отвергает подозрения, что он станет, по существу, возможно, того не желая, ретранслятором и в какой-то мере популяризатором идей террориста Брейвика. Наоборот, он верит, что сможет убедительно развенчать этого маргинала, его образ мысли, особенно его ксенофобские убеждения, что важно для датского общества и, в частности, как пишет Лоллик, для «наших сограждан из числа мусульман».

Одна из финальных посылок Лоллика также заслуживает упоминания: человеческая гекатомба, как он верно отмечает, не была «делом рук идиота, но политическим актом». Если не разобраться с идейными мотивами Брейвика, то можно упустить шанс понять и предугадать, в какие новые формы может обрядиться терроризм, с которым мы столкнемся в будущем.

Всё так. С логикой Лоллика можно согласиться. Но есть сомнение: насколько абсолютным должна быть свобода слова и выражения? Обязаны ли те, кто присягают примату прав человека, требовать, чтобы царю Ироду, или Навуходоносору, или Адольфу Шикльгруберу дали возможность в полном объеме изложить свои взгляды на окружающую действительность?

Владимир МИХЕЕВ

Кстати
Из содержания допросов Брейвика стало известно, что он планировал выместить свои внутренние комплексы на журналистах. Собирался взорвать телерадиовещательную корпорацию NRK, а также газеты Verdens Gang и Aftenposten в Осло. Готовился тщательно: объезжал здания редакций на велосипеде, фиксируя, когда и куда выходят журналисты на обеденный перерыв. Задумано было так: под видом сотрудника экспресс-почты FedEx Брейвик доставлял в редакции посылки с самодельными бомбами…

№2(63), 2012

№2(63), 2012