Главная > Открываем старый свет > Про Граун, Нойграун и колокольню над водой

Про Граун, Нойграун и колокольню над водой

image_pdfimage_print

Идиллическое местечко – Италия, область Трентино – Альто-Адидже (она же Южный Тироль), озеро Решен, окруженное зелеными горами. Красота, да и только. И, кажется, что так здесь все было искони, от начала веков.

Увы… В 1950 году дома в деревеньке Граун, где жило около 1200 человек, были взорваны, а затем и затоплены. Жителей, конечно, переселили, не подозревайте ничего страшного. Итальянское правительство решило, что в этих местах надо создать водохранилище, плотину и электростанцию, которая будет снабжать энергией чуть не всю северную часть страны. Для этого два природных озера – Решен и Граун – собрались объединить в одно, на дне которого волей-неволей и оказывалась деревенька, от которой теперь осталась только нелепо торчащая из воды вершина церковной башни… Нелепо и трагично.

Многие жители Грауна предпочли тогда навсегда проститься с родными местами. Однако кое-кто все же остался, чтобы – в каких-то сотнях метров от своей деревни – попытаться начать новую жизнь. И это удалось, к примеру, Терезе Тайнер и её родителям, сумевшим на новом месте, но под старым названием возродить маленькую гостиницу «Траубе пост».

Далось это не просто: даже восемнадцатилетняя Тереза, не говоря уж о её родителях, осознавала себя тогда австрийкой, а никак не итальянкой. И даже сейчас в 78 лет воспоминания о том, что пришлось пережить в те годы, не доставляют ей удовольствия. «Нас тогда окружало много ненависти», – замечает она. Но, как говорится, что было – то прошло.

Сейчас жизнь в этих идиллических местах тоже, между прочим, отнюдь не беззаботная. Деревня Нойграун, в которой осталось около 400 человек, по замечанию одной газеты - это поселение с разрушенным прошлым и маленькими перспективами. Большинство жителей не рассталось окончательно с крестьянским образом жизни: есть у них и дома, и дворы, и скотина кое-какая. Но средства к существованию это не обеспечивает. А потому приходится работать на стороне, в основном в близлежащей Швейцарии, где зарплаты пощедрее. Или прибегать к классическому способу, подаваясь зимой в отхожий промысел – на близлежащий лыжный подъемник.

Однако вернемся к истории. Оказывается идея создания водохранилища родилась отнюдь не в 50-е годы прошлого века, а гораздо раньше. Этому замыслу уже около ста лет. Вот, оказывается, когда уже бродили идеи слияния природных озер в одно водохранилище. Когда в Южном Тироле, по Трианонскому договору отошедшем в 1919 году от Австрии к Италии, в 1920-1930-х годах началась индустриализация, то муссолиниевское правительство сделало особую ставку на гидроэнергетику. Модная была тема, в Советском Союзе как раз тогда заливали водой лучшие пойменные луга Верхневолжья, вместе с прибрежными деревнями и городками. До сих пор из Волги, неподалеку от Калязина, торчат верхние этажи церковной колокольни…

Вот и в Италии тоже сочли, что интересы промышленности стоят несоизмеримо выше, чем любовь обитателей Грауна к родным домам и полям. Поначалу предполагалось поднять зеркало водохранилища на пять метров. Тоже не рай земной, но при этом некоторые кусочки поселения все же остались бы нетронутыми. Но в 1940 году пришло уведомление властей: вода поднимется на 22 метра. Приговор Грауну был произнесен.

Фарсовость ситуации проявилась в том, что документы были написаны, как и положено, на итальянском языке, которого тогда в Грауне никто знать не знал. А значит и возражений от местных жителей не последовало. И миланский концерн «Монтекатини» при полной, в том числе и финансовой, поддержке римских властей начал подготовительные работы.

Когда крестьяне сообразили, к чему дело клонится, и решили воспротивиться, пытались останавливать строительную технику, тормозили машины инженеров. Но из города прислали карабинеров с автоматами, и селянам пришлось сдаться: на «трещотку» с вилами не попрешь.

На этом дело не кончилось: приходский священник отправился в Рим, на аудиенцию к папе Пию XII, в надежде, что тот поможет воспрепятствовать затоплению. Не помог. Во время войны работы были остановлены, но в 1949 году шлюзы сомкнули створки, и вода пошла вверх…

Да ладно, что уж теперь прошлое ворошить: что сделано, то сделано. Как теперь обитателям Нойграуна жить дальше?

Развивать туризм? Решенский перевал, это, конечно, важное связующее звено между Северными и Южными Альпами, но чем может привлечь гостей именно эта деревенька? Летом вода в водохранилище не согревается выше 14 градусов, и на пляжный рай здешние места похожи мало. Замкнутый круг?

Но природа все же пришла к местным обитателям на подмогу. И знаете, что их выручило? Ветра, те, от которых в этих краях порой не знаешь куда деться. Уже несколько лет здесь собираются лучшие кайт-серферы Европы, для которых здешний ветродуй – полная сбыча мечты. Уже работает маленькая кайт-школа, а местный бургомистр, или, как его здесь предпочитают называть, деревенский кайзер Хайнрих Ногглер теперь грезит о том, что вслед за ней появится и парусный клуб.

А еще община получила свою долю в доходах от сбыта электроэнергии. Маленькую, конечно, но все таки хоть какая-то компенсация за утраченное, говорит Ногглер. Кстати, он еще занимается тем, что понемножку отсыпает берег, отвоевывая у озера территорию для развития деревни. Смешно? Ну, вот и смейтесь, пожалуйста, а Ногглер эту работу прекращать не собирается: пусть водохранилище немножко потеснится.

Хотя если честно, то даже старики к озеру уже привыкли: может, даже и хорошо, что оно так раскинулось? Да и былого уже не вернуть…

Андрей ГОРЮХИН

№1(62), 2012

№1(62), 2012