Главная > Финансы & банки > Экономика > Ирландцы заговорят на китайском

Ирландцы заговорят на китайском

image_pdfimage_print

Пекин облюбовал зеленый остров под торговый хаб

В небольшой ирландский городок Атлоун, изнемогавший, как и все прочие, под тяжким бременем плохих новостей о тощих и скудных годах, пришла благая весть. К ним едут китайцы с карманами, набитыми инвестициями на общую сумму не менее 1,4 миллиарда евро. В проекте – гигантский торговый хаб.

О чем речь? Предполагается, что этот хаб станет чем-то средним между гипер-супермаркетом и маркетинговой конторой, откуда расторопные негоцианты из Поднебесной намерены рекламировать и сбывать свои экспортные товары широкой номенклатуры по всей Европе.

Мотивация у китайцев читается отчетливо: их экспортно-ориентированная экономика сбавляет темп, потому что покупатели, в частности, европейские, по причине предписанного им кризисом аскетизма начинают придерживать наличность, запасаясь на случай черного дня или дней.

В ноябре минувшего года министр торговли КНР Чэнь Цзэминь объявил, что в течение 2012 года направит в Европу команду компетентных экспертов, которым поручат придирчиво оценить выгоду капиталовложений в местную инфраструктуру, в автомобильные и железные дороги. И не только.

Интерес европейцев не менее очевиден: в условиях кризиса они хотят распродать часть «фамильного серебра», чтобы получить живые деньги. По расчетам Международного валютного фонда, одна только Ирландия может выставить на продажу всякой собственности на пять миллиардов евро.

При этом у «зеленого острова» есть исконное преимущество, благодаря которому двадцать лет назад Ирландия и стала «кельтским тигром» – низкий корпоративный налог в размере 12,5%. Эта приманка сработала. Туда ринулись мощные транснациональные и, в частности, американские компании, избравшие эту маленькую и уютную страну на западном отшибе Европы в качестве плацдарма для ведения бизнеса в Старом Свете.

В Ирландии расположена региональная штаб-квартира «Интела», которая со своим программным обеспечением и «железом» держит 80% европейского рынка. Здесь бросили якорь и такие гиганты, как «Гугл» и «Фейсбук», не говоря уже о многочисленных компаниях, занятых производством высокотехнологичной продукции, консалтинговых конторах и фирмах, специализирующихся на разного рода услугах.

Сегодня, похоже, пришла очередь китайцев впрыснуть накопленные ими свободные капиталы и энергетику своего предпринимательского задора в поскучневшего «кельтского дракона». В качестве жеста доброй воли КНР уже скупила долговые обязательства в Европе на пока еще символичную сумму в 600 миллионов евро. Однако приход китайских инвесторов будет, скорее всего, неторопливым. По статистике 2010 года, в Ирландии сегодня зарегистрирована всего 41 компания из стран Азии, в то время как давно и прочно обосновались более 490 компаний из США и 99 из Германии.

Однако сейчас только у Китая есть золотовалютные резервы, достигающие почти двух триллионов долларов, которые ему хотелось бы защитить и от пугающего всех будущего банкротства американского доллара, и от весьма вероятной девальвации евро, и от прочих факторов нестабильности в глобальной экономике. Потому-то к китайцам в Европе – особо трепетное отношение, как к состоятельному клиенту, от которого может зависеть сегодняшнее и завтрашнее благополучие.

Тем более они всегда желанные визитеры в Ирландии, где в минувшем году было создано 13 тысяч новых рабочих мест, но при этом семь тысяч было уничтожено кризисом. В итоге безработица держится на уровне 14%, что ложится тяжким бременем на систему соцобеспечения, а значит на бюджет. Если в начале 2011-го питали иллюзии, что год завершится в плюсе, то его финал стал большим огорчением: минус 2% ВВП. Да и общий долг в 63 миллиарда евро никуда не делся – он больно впивается в бок.

При таких прискорбных макроэкономических показателях все надежды возлагаются на зарубежных инвесторов. По данным Ирландской ассоциации экспортеров, три четверти всего экспорта страны уже приходится на бизнес, который здесь держат иностранцы. Не мудрено: в прошлом году, только что подсчитали, прослезившись, ежемесячно разорялось по 160 ирландских компаний (рост на 20% в сравнении с 2010 годом).

Кстати, выбор городка Атлоун под будущий торговый хаб не случаен. В местном Институте технологий обучаются более 200 китайских студентов. Ректор вуза, профессор Киаран О'Катаин, который активно участвовал в переговорном процессе, убежден, что эта мини-диаспора сыграла свою роль в выборе точки приложения китайских капиталов. Предполагается, что не менее 400 китайских компаний будут использовать хаб для продвижения своих товаров и услуг на европейских рынках. Местные уже окрестили этот будущий квартал «чайнатауном», но незлобиво. Как-никак, вскоре Атлоун будет окормляться в первую очередь от этого кластера чужих капиталов.

Правда, нужно учесть, что приток англо-саксонского капитала в свое время был предопределен тем, что в Ирландии наличествовала высококвалифицированная рабочая сила – молодые специалисты с вузовскими дипломами, которым не требовались слишком длительные тренинги, чтобы понять, чего от них хотят инвесторы, говорившие с ними «на присущем им всем» английском языке. Пришельцы с очень дальнего Востока могут, конечно, нанять своих соотечественников из числа студентов Института технологий, но они не заполнят все вакансии.

Что до местных, если они рассчитывают получить хорошо оплачиваемую работу на длительный срок в торговом хабе, создаваемом китайцами, то им придется срочно садиться за учебники и зубрить «мандарин»…

Кое-кто уже осознал новое требование рынка занятости. К ним относится руководство ирландской компании «Караиг Донн», квартирующей в Вестпорте, которая занята пошивом эксклюзивной, но доступной по ценам одежды. Мыслящий на перспективу глава фирмы Пэт Хьюз, в отличие от многих других местных предпринимателей, не сокращает, а наращивает штат: в минувшем году он нанял еще 60 человек. Теперь у него 350 работников, что закрепляет его фирму в разряде среднего бизнеса.

«Я рассматривают Индию и особенно Китай как рынки, куда мы должны досягнуть, потому что там быстро растущий и уже внушительный по размерам средний класс. Мы хотим, чтобы они узнали о нашей продукции», – объясняет ход рассуждений Пэт Хьюз, который уже открыл свое представительство в китайском Гуанчжоу. Мыслит мистер Хьюз здраво. Чем больше спрос на его продукцию у азиатской публики, тем больше потребность в новых закройщиках и модистках.

По свидетельству американской газеты «Крисчен сайенс монитор», в этом заключается и одна из стратегий правительства в Дублине: чем больше инвестиций принесут в страну «денежные мешки» из-за рубежа, тем мощнее будет экспортный потенциал и тем больше будет создано рабочих мест. В выигрыше окажутся обе стороны, что и есть первооснова успешного бизнеса.

Владимир МИХЕЕВ

№1(62), 2012

№1(62), 2012