Что делать с Ираном?

image_pdfimage_print

В ЕС ввели эмбарго на закупки нефти в Иране, чтобы оказать давление на эту страну в связи с ее атомной программой. Существуют предположения, что Тегеран ставит задачу не только самостоятельного развития атомной энергетики, но и разработки ядерного оружия.

Европейцы воспринимают свой шаг как элемент дипломатического давления в отличие от более агрессивных намерений США, Израиля и некоторых арабских соседей иранцев. По оценке европейских столиц, эмбарго может стать действенной альтернативой военной операции, о чем рассуждают горячие головы, последствия которой могут оказаться губительными для мировой экономики. Недаром иранцы грозились блокировать Ормузский пролив, через который идет до 30% нефтяных потоков.

Угроза прекратить закупки нефти в Иране весьма серьезна. Ежедневно страны ЕС закупают там 450-550 тысяч баррелей нефти в сутки, что уступает только китайским закупкам (около 600 тысяч баррелей). В Европу идет около 18% иранского нефтяного экспорта, причем, главными покупателями оказываются страны, находящиеся в далеко не самом блестящем экономическом положении, – Греция (30% нефтяного импорта), Испания и Италия (по 13% примерно). Перспектива прекращения этих закупок ставит их в сложное положение, тогда как китайские руководители уже отправились на Ближний Восток прощупать почву на предмет альтернативных источников. Некоторые страны региона могут попытаться нарастить добычу, хотя реальные условия для этого есть разве что в Саудовской Аравии.

Тогда каков политический смысл эмбарго? Какой результат можно ожидать? Внутренний кризис в Иране, в том числе в правящих кругах, который приведет к радикальным изменениям, смене курса и отказу от атомной программы? А если нет, то какой еще рычаг давления на Тегеран останется в руках у внешнего мира, когда окажется отстрелянным последний холостой патрон?

Светлана ФИРСОВА

№1(62), 2012

№1(62), 2012