На злобу дня

image_pdfimage_print

Вместо эпиграфа. Мне рассказали эту историю как историю «чисто европейскую». Приезжает старушка из глубинки внучка навестить. А старушке говорят: «Сидит. Не скоро выйдет». Она погоревала. Поплакала. Домой уехала.

Через полгода снова пытается внучка повидать. Только на дворе уже зима. Мороз лютый. Вот, она для него вещи теплые неприхотливые и собрала.

А ей снова объясняют: «Сидит. Дожидаться придется». Ну, надо так надо. Но сердце-то болит.

Вот, по весне она вновь приезжает. Однако все как прежде. Без изменений. Тут старуха не выдерживает и спрашивает: «А срок-то какой дали? Свидание разрешат, если попросить?»

«Ну, что Вы, – ей в ответ. – Какой срок! У него на работе аврал. Фирма же айтишная. Сидит, не вылезая. И днюет, и ночует. Мы в этом смысле. Ничего другого. Извините. Не протумкали».

О политических системах, формах правления, механизмах принятия решений в нашем обширном евразийском ханстве – Большая Европа называется – сполна написано. Монографий, сборников и статей всяких научных.

Мол, чрезвычайно сложные. Непохожие. Разнообразные. Многоуровнево устроенные.

Ничего подобного. Элементарный примитив. На пальцах объяснить можно.

Посреди каждой деревни (страны, если по-современному) на центральной площади сборщик податей сидит и с народа за каждый чих деньги получает. И богач, и бедняк, и хозяин, и смерд – все в казну от доходов своих и собственности отстегнуть должны. На общее благо. Добровольно. Преисполненные патриотических чувств.

Могут, конечно, зажать. Домой, не уплатив, пронести. Награбленное упрятать. На этот случай при сборщике тьма служивых состоит. Где, кто, как, разведают. Нагрянут. Раскулачат. В доход деревне все обратят.

А самого татя в кутузку. Надолго. С понижением в правах. Опять-таки, ради справедливости. Общего блага. Другим в назидание.

Мол, не по правилам не воруй. И общество уважай. И закон. Всеми сообща установленный.

Вот, и все устройство. Чего может быть проще. И нагляднее. Элементарно, Ватсон.

Правда, в каждой деревне свои украшения выдумывают – рюшечки да оборочки. Чтобы выпендриться и свою особость показать.

В одних местах на этой площади и вокруг сборщика хороводы водят и песни народные распевают. В других на подскок попсу выпускают, поскольку народ от современной эстрады легче балдеет. В-третьих, на изысканность претендующих, классику крутят. А в-четвертых – вообще тяжелым роком пробавляются.

Только все это громыхание суть системы не меняет. И ее ничуть не затрагивает.

Ну, уровень поборов в деревнях может быть разным. В одних побольше берут. В других – поменьше. Как где сложилось.

Но от экстремальщины все отказались. Были попытки у всех все отобрать и меж остальными разделить. Не выгорело. То есть сначала выгорело, но потом такие ужасы начались. Не дай бог. Так, что от эксперимента пришлось отказаться.

Пытались также поборы и подати совсем упразднить. Но только в самом начале. На заре нашей цивилизации. Потом как отрезало.

Однако в некоторых деревнях себя в грудь бьют. Дескать, мы образцовые. Мы лучше всех. Другие с нас пример должны брать. У нас все по справедливости. У нас демократия. Правление народа. И для народа.

Избранники народа, а то и сам электорат напрямую законы устанавливают. И все потом, включая даже сборщика податей и служивых, что вокруг него, эти законы всячески блюдут.

В отличие от расплодившихся повсюду варваров. Которых еще учить и учить. Если надо, насильно. Чтобы они уму-разуму набрались. И за ними во всем следовали.

Может, оно и так. Во всяком случае, пока в этих деревнях зажиточнее живут, и денежные потоки из всех других мест к ним сами собой перетекают, как бы там ни вкалывали. Только сути дела это все равно не меняет.

И в преуспевающих деревнях, и в обездоленных, в хорошо управляемых, и кое-как, все равно все в пользу богатеев устроено. Все законы под них написаны. Это им сладко живется. Все остальные же подбирают крохи с барского стола.

Просто, в одних деревнях среднему человеку побольше перепадает. В других – поменьше. В одних этому среднему человеку получше живется. В других – похуже. Плюс, им еще помыкают.

В одних побольше воруют. В других – поменьше. В одних с особым цинизмом и жестокостью. В других – под прикрытием закона.

А в остальном – и там социальное неравенство. Глубочайшее. Непреодолимое. И бесправие, с ним связанное. И там.

Тем не менее, тем деревням, где демократии нет, про это слушать обидно. И им бы хотелось фасад покрасивее иметь. Чтобы за ним те, кто могут, спокойнее жировать могли бы да честной народ грабить и над ним измываться.

Поэтому и они себя под адептов демократии чистят, всякие красивости у себя институциональные устанавливают и выборы регулярные проводят. Поелику считается, что выборы – главное. Они мерило цивилизованности и продвинутости.

Однако как выборы проводить – вот, где собака зарыта. Там, где оппозицию внесистемную, за социальное равенство ратующую, давно придавили, выборы чудо какие образцовые. Каждому голосующему один бюллетень на руки выдается. Чистенький. Голосуй – не хочу.

А там, где сборщик налогов и служивые, что вокруг него, слабину чуют, чуть иначе. Там по два бюллетеня выдают. Один чистый, а во втором напротив правящей партии уже галочка нарисована. Чтобы неожиданностей ненужных не случилось.

Где не просто боятся за себя, а прямо трясутся, там и по три, и по четыре бюллетеня выдают. И все уже заполненные. Во имя стабильности и национального примирения.

Есть варианты и похитрее. Нарезкой избирательных округов называются. В тех округах, где фокус не пройдет, по одному бюллетеню выдают. В других – сколько надо и даже больше. А потом избирательную арифметику задействуют.

Только это все от лукавого. И во имя него. И лишь до той поры, пока народ спит. Ведь, никто в толк взять не хочет. Главное – не сборщик налогов, ни сколько у каждого отбирают и в кубышку складывают.

Главное – на какие цели эти деньги расходуются. Ведь, их можно на помощь обездоленным и на развитие деревни пустить. А можно по карманам распихать. Или еще – в рулетку проиграть.

Можно на то, чтобы хоть чуточку пропасть между бедными и богатыми закидать. А можно им же на откуп отдать.

Как все случится – это, как раз, от выборов зависит. От того, как они организованы. Значит, и от тебя, мил человек. Все в твоих руках. Теоретически…

© Н.И. ТНЭЛМ

№12(61), 2011

№12(61), 2011