Главная > Финансы & банки > Экономика > Как себя чувствует европейская промышленность?

Как себя чувствует европейская промышленность?

image_pdfimage_print

Если ответить на этот вопрос кратко, то хуже некуда. Объем сделок в промышленности стран евро в ноябре снизился так сильно, как никогда не бывало в последние полтора года. Заметим, что это уже четвертый спад подряд, и сейчас показатели достигли самого низкого уровня, считая с июля 2009 года. Эксперты не жалеют для выражения своего мнения самых уничижительных эпитетов и «скверный» – самый приличный из них.

Спад идет по всем странам зоны евро, кроме Италии и Греции. И то, только потому, что там все уже обвалилось так, что уж куда дальше-то? Но сейчас уже начался крайне опасный процесс: проблемы периферийных – с экономической точки зрения – стран, «перепрыгнули» на территорию государств сердцевинных, тех, на которых все держится. Предприниматели жалуются на падение внутреннего и экспортного спроса, которые они объясняют мрачными конъюнктурными перспективами и неуверенностью, царящей на финансовых рынках. Кроме Германии и Австрии повсюду сокращаются рабочие места: объем заключаемых ныне договоров не позволяет надеяться на лучшие перспективы.

Вот некоторые цифры, иллюстрирующие состояние германского экспорта в последнее время. В октябре он испытал неожиданный спад – на 3,6% по сравнению с предыдущим месяцем – причем, в первую очередь из-за слабого спроса в странах зоны евро, сообщило Федеральное статистическое ведомство. Более сильный спад в этом году отмечен только в минувшем апреле – 4%. А ведь 40% экспорта ФРГ направляется в страны зоны евро.

Эксперты по исследованию рынка поясняют, что особенно тяжело приходится сейчас тем, кто изготавливает средства производства и продукцию, требующую внесения авансовых платежей. Изготовители потребительских товаров пока компенсируют спад экспортных заказов повышенным внутренним спросом. Конечно, не у всех дела идут столь печально: мюнхенский концерн «Сименс» сумел запастись выгодными заказами и рассчитывает на вполне приличный рост оборота в 2012/13 годах.

Сейчас в деловых кругах только и разговоров о том, что у Европейского центрального банка появляется пространство для маневра, и он может снизить кредитную ставку. Некоторые эксперты ждут, что это произойдет «ну, вот-вот, может на следующей неделе» и даже называют цифры снижения – с 1,25% до 1%. «Дешевых» денег промышленность ждет, как манны небесной, надеясь, что дела закрутятся веселее.

Вообще, спад производства начался и в Китае, тоже впервые с 2009 года. Этому государству тоже не хватает зарубежных заказов, да и внутренний спрос просел – сказалось и ослабление американской экономики, и долговые неурядицы Европы. В Пекине даже полагают, что нынешняя волна кризиса опаснее, чем та, что накрыла мир в 2008 году. По мнению китайских финансистов, серьезные бюджетные трудности, с которыми пытаются бороться «некоторые страны», оставляют им очень небольшое пространство для маневров в области денежной политики.

Андрей ГОРЮХИН

№12(61), 2011

№12(61), 2011