Главная > Дневник событий > Меркель наступила Камерону на больную мозоль

Меркель наступила Камерону на больную мозоль

image_pdfimage_print

Отказ Британии поддержать предложенные меры по оздоровлению еврозоны и в целом экономики ЕС с помощью дополнительного бремени на жировавший на протяжении десятилетий финансовый сектор вызвал гневную отповедь в Германии. Дело в том, что британский премьер Дэвид Камерон наотрез отказался принять предложение, родившееся в недрах Евросоюза, о том, чтобы отныне все финансовые трансакции, все сделки по купле-продаже акций или ценных бумаг облагались налогом.

Напомним, эта инициатива, ведущая к более тесному фискальному взаимодействию стран-членов ЕС, была недавно озвучена председателем Еврокомиссии. Им было дано разъяснение, что минимальная ставка будет установлена централизованно, но каждое государство ЕС получит право повышать ее по собственному усмотрению. В предварительном порядке зафиксировали базовую ставку в размере 0,1% на операции с акциями и облигациями, и 0,01% на фьючерсы, форварды, опционы, свопы – другими словами, на производные финансовые инструменты (см. «Жозе Мануэл Баррозу: «Мы не спринтеры, а марафонцы»).

Канцлер казначейства Джордж Осборн назвал эту идею «пулей, выпущенной прямо в голову Сити». Лондонский Сити, деловой квартал с уникальным сосредоточением всех ведущих банковских структур, считается одним из пяти общепризнанных финансовых центров мира. И потому обструкция со стороны кабинета Камерона вполне понятна.

Понятны мотивы британского «особого мнения» и Фолькеру Каудеру, лидеру фракции Христианско-демократического союза в бундестаге, который в своей речи в Лейпциге сделал примечательное предостережение: «Я понимаю, почему британцы этого не хотят, ведь 30% их валового внутреннего продукта создается в ходе операций на финансовом рынке в лондонском Сити». Однако, продолжил парламентарий, Британия «также несет ответственность за то, чтобы Европа добилась успеха».

Эта мягкая формулировка Каудера контрастировала с более жесткой фразой бундесканцлерин Ангелы Меркель, которая заявила, что не позволит Британии «так просто отделаться». В этом с нею солидарен и французский президент Николя Саркози, а также… крупнейшие британские благотворительные организации, сообщает газета «Гардиан». У сторонников налога на финансовые операции он уже получил объяснимо хлесткое название «Налог Робин Гуда», подразумевая, что такая мера позволит перераспределять денежные потоки в пользу бедных.

Однако не факт, что Лондон смирится и пойдет на попятную. Пожертвовать Сити? Курицей, исправно несущей золотые яйца? Да еще на фоне малоубедительного роста британской экономики в прошлом году, составившего всего 0,5% ВВП, что хуже всех прочих стран, за исключением Греции, Португалии и Кипра (в среднем рост в ЕС составил до 1,4%). Со времени прихода к власти консерваторов и их союзников, либеральных демократов, безработица среди молодежи выросла на 93%, утверждают лейбористы. Теневой министр иностранных дел Эд Боллз говорит, что Камерону и его кабинету нужно не искать виновников на стороне, а оборотиться на самих себя. Застой поразил экономику Британии задолго до кризиса в еврозоне.

Совет вряд ли будет востребован. Д.Камерон и его вице-премьер Ник Клегг уверены, что тормозом на пути к выходу из кризиса является именно Германия, и что немцы должны снять свои возражения против того, чтобы Европейский центробанк получил полномочия эмиссионного центра, иными словами, получил право печатать деньги для спасения должников.

Символичным стало самое жесткое высказывание в адрес Евросоюза, которое позволил себе в эти же дни Ник Клегг, убежденный еврофил и интегрист. Он заявил, что даже если «весь политический истеблишмент исчезнет в комнате без окон в Брюсселе, чтобы обсуждать темы, которые никому не понятны, это не будет иметь ровным счетом никакого значения для миллионов простых людей, которые волнуются за свои рабочие места, волнуются по поводу своего экономического положения, волнуются за будущее своих детей… Единственные, кто окажутся в выигрыше, так это популисты, шовинисты и демагоги… Сейчас главное для нас это экономика, экономика, экономика».

Это был выстрел дуплетом: выступая на традиционном банкете у лорда-мэра Лондона, Дэвид Камерон снова призвал пересмотреть жесткое крепление и цепкие скрепы, удерживающие Евросоюз как единое целое, и перейти к более свободной ассоциации европейских государств. Таким образом, предсказание (см. «Бунт евроскептиков: вторая серия»), что мятеж в лагере тори вынудит Д.Камерона позаимствовать чужую лексику, оправдывается.

Владимир МИХЕЕВ

№11(60), 2011

№11(60), 2011