Главная > Тенденции & прогнозы > Проблема > Вода: ситуация хуже, чем предполагалось

Вода: ситуация хуже, чем предполагалось

image_pdfimage_print

К числу экологических приоритетов Европейского Союза относится намерение обеспечить к 2015 году хорошее экологическое и химическое состояние рек и подземных источников воды. Уровень загрязнения химикатами оценивается по наличию 33 наиболее вредных веществ. Собственно, выбор этот в значительной мере вынужденный, поскольку на рынке сейчас обращается около миллиона различных соединений и 100 тысяч из них производится в промышленных масштабах, поэтому, чтобы вести достаточно эффективный контроль, поневоле приходится ограничивать поле деятельности.

Так вот, к примеру, большинство пестицидов в этот перечень не входит, хотя вред, наносимый ими здоровью человека, вполне очевиден. Тем не менее, для того, чтобы обновить список, было проведено специальное обследование (его осуществили германские ученые из Центра экологических исследований имени Гельмгольца вместе с коллегами из Франции, Словакии, Бельгии и Испании), в ходе которого были рассмотрены данные по 500 органическим веществам, содержащимся в воде четырех крупных европейских рек – Эльбы (Чехия/Германия) Дуная (10 прибрежных государств), Шельды (Бельгия) и Льобрегата (Испания). Были изучены результаты 750 тысяч анализов воды и в результате установлено, что 38% этих химикатов содержатся в ней в количествах, представляющих опасность для живой природы. Отметим, что речь идет о первом исследовании подобного рода, закладывающем основы мониторинга водных ресурсов Европы.

Одним из наиболее часто попадавшихся ученым химикатов оказался диэтилфталат, пластификатор, применяющийся при изготовлении пластмасс. С 2015 года его производство в странах Европейского Союза запрещено. Еще один пластификатор – бисфенол – также частый «гость» в водах упомянутых рек. Попадались в анализах и диклофенак и ибупрофен, часто использующиеся медиками в качестве обезболивающих.

Всего ученые обнаружили 73 химических соединения, которые могут представлять опасность. Две трети из них – пестициды, химические средства защиты растений, достаточно широко применяющиеся в сельском хозяйстве. Они используются для борьбы с вредителями или с сорняками.

Речь, к примеру, идет как о диазиноне, который уже запрещено применять в Германии и Австрии, так и о пока разрешенных азоксистробине и тербутилазине. Разрешены-то они разрешены, но, к примеру, тербутилазин по структуре весьма близок к запрещенным симазину и атразину, уже давно запрещенным, поясняет участник исследования Петер фон дер Оэ. «Это явный пример того, как небольшое изменение структурной формулы позволило продолжить применять химикат, отнюдь не улучшающий экологию рек», – считает ученый.

Вот поэтому и важно, чтобы перечень нежелательных веществ регулярно обновлялся и пересматривался. Сейчас в нем перечислены соединения, давно снятые с производства, а новинки, беспрепятственно пополняющие европейские воды, пока не упомянуты. К примеру, исследователи были удивлены, найдя в данных анализов синтетическую отдушку, используемую в средствах для ухода за кожей. До сих пор она считается безвредной, но объемы, в которых она оказалась в речной воде не могут не заставить задуматься. Тем более, что воздействие больших её количеств на окружающую среду пока еще никем не изучено. Эксперты настоятельно рекомендуют заняться этим.

Однако было бы несправедливо не отметить и несомненный успех: треть тех веществ, которые еще несколько лет назад были занесены в список приоритетно отслеживаемых, больше опасности для вышеназванных рек не представляют – их там нет.

Андрей ГОРЮХИН

№10(59), 2011

№10(59), 2011