Главная > Дневник событий > РАСШИРЕНИЕ ЕС > Балканская перспектива отдаляется

Балканская перспектива отдаляется

image_pdfimage_print

Внешний оптимизм при разочаровывающем содержании – так можно определить ежегодный доклад о состоянии дел в области расширения ЕС, который представлен в Брюсселе.

Член Европейской Комиссии Штефан Фюле, ответственный за это направление работы, выступал так, будто сам Союз и страны-претенденты на вступление не переживают трудные времена. Шведская консервативная газета «Дагенс нюхетер» так подала эту церемонию: «Представление выглядело несколько сюрреалистично. Мизансцена предполагала, что в самом ЕС не происходит ничего опасного, будто все идет своим чередом. Штефана Фюле трудно назвать душой компании, но это не помешало ему сказать, что будущее Союза блестяще. Посмотрите, мол, как эффективна стратегия Союза! Европа выдвигает свои требования, а страны, которые хотят в него вступить, демократизируются. Штефан Фюле утверждал, что 2011 год был очень хорошим годом для процесса расширения. В этот фасадный оптимизм не верит даже он сам. Менее приятная правда состоит в том, что многие страны, находящиеся в предбаннике Европы, сталкиваются с серьезными проблемами. При этом ЕС, судя по всему, сам не в состоянии больше расширятся».

Брюссель бьется с финансовыми трудностями из-за кризиса в зоне евро, а среди 9 стран, которые рассматриваются в качестве реальных или потенциальных кандидатов на прием в ЕС, по разным причинам находятся в сложном положении в части своих отношений с «двадцатью семью». Пожалуй, лишь Хорватия и в некоторой степени Черногория могут быть довольны состоянием дел. С первой из них переговоры об условиях приема завершены и, если все оставшиеся формальности будут выполнены, с 1 июля 2012 года она присоединится к ЕС. Со второй Европейская Комиссия рекомендует начать официальные переговоры о вступлении.

Наибольшее разочарование испытывает Сербия. Брюссель согласился предоставить ей лишь всего статус страны-кандидата на прием, но о начале конкретных переговоров речи пока не идет. Такой поворот событий вызвал в сербских правительственных кругах, настроенных проевропейски, явное разочарование.

Летом Белград выполнил давнее требование Брюсселя, поймав двух последних остававшихся в розыске по подозрению в совершении военных преступлений во время боснийской гражданской войны в начале 1990-х годов. Выдача Ратко Младича и Горана Хадзича гаагскому трибуналу по бывшей Югославии, как ожидалось, достаточна для начала длительного переговорного процесса о присоединении к ЕС. Однако теперь на этом пути возникло новое препятствие: Союз будет требовать урегулирования отношений между Сербией и Косово, бывшим сербским краем с преимущественно албанским населением, который в одностороннем порядке провозгласил в 2008 году независимость. Эту независимость отвергает Сербия и целый ряд стран ЕС, хотя сам ЕС как таковой ее признал.

Казалось бы, несколько месяцев назад Союзу удалось заставить Белград и Приштину начать контакты для обсуждения хотя бы мелких, буквально бытовых вопросов вроде обмена кадастровой информацией и подключения к электросетям. Однако вспышка напряженности на пограничных пунктах на севере Косово, на участке, отделяющем собственно Сербию от населенной преимущественно сербами северной части Косово (район города Косовска Митровица), прекратила эти контакты. Не способствовало успокоению и вмешательство в конфликт Запада, разумеется, фактически на косовской стороне. Сейчас все – в который уже раз – зашло в тупик и пока не ясно, как из него стороны будут выходить.

Как бы то ни было, косовская проблема превращается в главную преграду на пути Белграда в ЕС. Справедливости ради надо отметить, что при приеме в Союз от всех стран-кандидатов требовали урегулировать пограничные проблемы с соседями. С этой точки зрения, в случае Сербии и Косово ничего необычного в брюссельских требованиях нет. Но можно резонно возразить: приняли ведь в 2004 году Кипр в ЕС с нерешенной проблемой с северной частью острова, провозгласившей никем не признанную (кроме Турции) независимость. И такое замечание тоже будет оправданным…

В 2012 году в Сербии предстоят парламентские выборы, результат которых во многом определит основной вектор политического развития страны. Итоги голосования будут зависеть в большей степени от социально-экономического положения, которое далеко не блестяще. Достаточно сказать, что уровень безработицы, по официальным данным, составляет 20% самодеятельного населения. В этих условиях вряд ли какие-либо сербские политические силы смогут позволить себе хотя бы на словах идти на уступки по косовскому вопросу, который в глазах избирателей имеет в высшей степени символическое значение. Надо также учитывать, что в Сербии сокращается число тех, кто выступает за присоединение к ЕС. Проведенный в октябре опрос населения показал, что сторонников такой перспективы уже меньше половины, а именно 46%. Но и им ясно, что, в случае вступления, на сербов не прольется золотой дождь. Он уже не пролился на тех, кого приняли раньше, а теперь надеяться на него и подавно не следует, коль скоро Брюссель и страны-участницы столь нерешительны в помощи нуждающимся старым партнерам (Греция, Португалия и далее по списку), в обеспечении стабильности зоны евро.

Словом, при нынешнем раскладе расчеты президента Сербии Бориса Тадича на то, что его страна сможет завершить переговоры и присоединиться к ЕС в 2016 году, представляются крайне оптимистичными. В лучшем случае, считают эксперты, это случится в 2020 году, а то и того позже. При этом они кивают на Турцию, которая уже многие годы ведет бесконечные переговоры с Брюсселем на эту тему, а реальная перспектива ее приема все больше отдаляется.

«Оптимисты надеются, что пример Турции не будет показателен, – объясняет заокеанским читателям европейские сложности корреспондент американской газеты «Крисчен сайенс монитор». – Еще недавно считалось, что эта страна медленно, но все же движется к светлому будущему членства в ЕС, хотя в самой Турции ослабевала поддержка самой идее присоединения. Последний доклад Комиссии в части, касающейся переговоров о вступлении Турции, которые, по существу, умерли, прошел практически незамеченным».

Туманными остаются перспективы на прием и для других претендентов.

С Исландией переговоры об условиях приема идут, там проблем никаких нет, поскольку эта страна уже сейчас практически соответствует требованиям ЕС. Но остается неясным, захотят ли сами исландцы вступать в Союз, когда надо будет принимать окончательное решение.

С Македонией переговоры так и не начались, поскольку не урегулирован ее спор с Грецией относительно официального названия этой бывшей югославской республикой.

Босния и Герцеговина, Албания и Косово пока не получили даже статус страны-кандидата на прием. Комиссия не видит пока никаких оснований для этого. А в первой из этих стран уже больше года нет правительства, а политический и конституционный механизм не работает, подтверждая свою нежизнеспособность.

Андрей СЕМИРЕНКО

Доклад Европейской Комиссии описывает состояние дел с каждой из стран, претендующих на вступление в ЕС.
Хорватия – имеет статус кандидата, подала заявку на вступление в 2003 году, соответствующие переговоры завершились в июне 2011 года. После завершения процесса ратификации соответствующих документов она может стать полноправным участником ЕС 1 июля 2012 года.
Турция – имеет статус кандидата, подала заявку в 1987 году, переговоры об условиях вступления начались в 2005 году, ведутся по 13 направлениям (из 33-х), по одному заморожены. Для их выхода на полноценный уровень Турция должна встать на путь нормализации отношений с Кипром и распространить на него действие Таможенного союза с ЕС.
Исландия – имеет статус кандидата, подала заявку в 2009 году, переговоры об условиях вступления начались в 2010 году. Значительная часть норм ЕС внесена в законодательство страны, поскольку она является участником Шенгенской зоны и Европейского экономического пространства, что предполагает отмену части барьеров со странами ЕС.
Македония – имеет статус кандидата, подала заявку в 2004 году. Страна отвечает политическим требованиям для начала переговоров о вступлении, соответствующая рекомендация принята в 2009 году. Для практического начала переговоров необходимо единогласное одобрение всеми странами-членами, для чего должен быть предварительно урегулирован спор с Грецией о названии самой страны.
Черногория – имеет статус кандидата, подала заявку в 2008 году. Комиссия рекомендует начать с ней переговоры о вступлении.
Албания – потенциальный кандидат на участие в ЕС, подала заявку в 2009 году. В 2010 году ЕС установил 12 приоритетных проблем, которые она должна решить для того, чтобы рассмотреть возможность начать переговоры о вступлении.
Сербия – потенциальный кандидат на участие в ЕС, подала заявку в 2009 году. Комиссия рекомендует предоставить ей статут кандидата на вступление.
Босния и Герцеговина – потенциальный кандидат на членство в ЕС, заявку не подавала. По итогам парламентских выборов 2010 года правительство еще не сформировано, нет ясности с путями развития страны и отношения с ЕС.
Косово – потенциальный кандидат на членство в ЕС. Статус страны препятствует пока развитию договорных отношений с Союзом.

№10(59), 2011

№10(59), 2011