Главная > Тенденции & прогнозы > Ситуация > Оливки против рейтинговых агентств

Оливки против рейтинговых агентств

image_pdfimage_print

Читая тревожные сообщения о бюджетных трудностях стран вроде Греции, Ирландии или Португалии, невольно ловишь себя на мысли, что судьба многомиллионного населения полностью, увы, зависит от относительно небольшого числа людей.

Эти люди работают в международных финансовых организациях, рейтинговых агентствах, корпорациях и биржах. Об их решениях, опасениях и предупреждениях очень часто можно услышать в выпусках новостей. Как правило, в новостях внимание концентрируется на негативе. Автор репортажа словно хочет нам сказать: «смотрите, как им плохо, и радуйтесь, что живете в другой, пусть тоже не лишенной недостатков стране».

А вот с позитивом почему-то в репортажах не ладится. К примеру, почему бы не рассказать о том, как жители юга Европы сами пытаются преодолеть кризис, пусть и на своем, локальном, уровне. И ведь некоторые такие попытки крайне удачны.

Греция – страна не только долгового кризиса и акций протеста у здания парламента на площади Синтагма, но и оливок. Именно благодаря оливкам местный бизнесмен Арис Кефалояннис при желании может смело утверждать, что лично ему кризис нипочем.

Он возглавляет крупную компанию Gaea, специализирующуюся на производстве сельскохозяйственных продуктов. В разгар кризиса Gaea не только сумела остаться на плаву, но стремительно увеличивает продажи. Компания в основном ориентирована на экспорт и сумела добиться роста в 12,5% продаж за границу в прошлом году. В 2011 году руководители Gaea надеются увеличить этот показатель до уровня в 15%. В какой-то степени, все это не удивительно, так как даже в кризисное время в Греции наблюдается стремительный рост экспорта (в прошлом году – на 39%).

Однако в Gaea смогли добиться роста и на внутреннем рынке, переживающем сложнейшие времена, когда греки резко сократили количество покупок! В прошлом году продажи Gaea в Греции увеличились на 9%... На внутреннем рынке 100% натуральное оливковое масло, соусы, приправы и прочие товары компании идут на ура.

«Мы боялись, что плохой имидж Греции окажет отрицательное влияние на наш объем продаж, но этого не произошло», – констатирует Арис Кефалояннис.

В то же время, он отмечает, что психологически было непросто работать в разгар кризиса. «Если смотреть на то, что происходит в моем офисе, то видишь, что дела идут хорошо. Но на улице ты сталкиваешься с греческими реалиями, с обществом, в котором невозможно процветать», – говорит бизнесмен, основавший свою компанию 16 лет назад.

Теперь продукция его компании представлена в странах ЕС, России, Украине, США. И останавливаться на достигнутом он не собирается.

И, может, в ЕС, ЕЦБ и МВФ не так уж и неправы, когда говорят, что сельское хозяйство и туризм – главные отрасли, благодаря которым греческая экономика сможет выкарабкаться из пропасти.

Арис Кефалояннис, видимо, тоже так считает, так как называет оливковое масло «греческим жидким золотом».

Надо сказать, что месторождений этого золота в Греции хоть отбавляй. Оливковые деревья растут и на больших островах, вроде Эвбеи и Крита, и на маленьких. Материковая часть страны тоже не отстает.

Выращивать оливки – не слишком трудоемкий процесс. Тут не требуется много рабочих рук. А спрос на товар постоянно растет: так называемая средиземноморская диета сейчас в моде не только в Западной и Восточной Европе, все больше людей узнают о ней в США.

А ведь оливками дело не ограничивается. В Греции успешно выращивают вкусный инжир, виноград, из которого получается очень неплохое вино. Можно вспомнить о помидорах, которые в отличие от их западноевропейских гидропонных собратьев еще не потеряли вкус…

Приятно думать, что даже в случае, если Греции не удастся сравнительно быстро решить свои долговые проблемы, в ее распоряжении все равно останется «жидкое золото», способное дать первый толчок экономическому росту.

Владимир НИКИТИН

Афины – Москва

№10(59), 2011

№10(59), 2011