Главная > Тенденции & прогнозы > Проблема > Германский бундесвер: недовольство и разочарование

Германский бундесвер: недовольство и разочарование

image_pdfimage_print

Хельмут Кёнигсхаус, уполномоченный бундестага ФРГ по обороне*, своего рода военный омбудсмен, бьет тревогу, обращая внимание руководства министерства обороны на многочисленные – и, по его мнению, кричащие! – недостатки бундесвера. Причем, речь идет о самых разных сторонах жизни всех военных структур.

В особом улучшении, как он считает, нуждается система подготовки военнослужащих, которым придется действовать за рубежами ФРГ. И здесь он солидарен с Бендлерблоком (комплекс зданий в Берлине, в котором располагается министерство обороны ФРГ – Прим. ред.) в том, что для выправления ситуации надо предусмотреть дополнительные траты в бюджете 2012 года.

Вообще, такое единодушие уполномоченного и министерства – скорее исключение, чем правило. С самого вступления в должность 61-летний либерал Хельмут Кёнигсхаус постоянно теребил министерство обороны, указывая ему на различные недостатки. Понятно, кому же такое понравится! Тогдашний министр обороны и временный кумир германской публики Карл-Теодор цу Гуттенберг не жалел в его адрес язвительных реплик и однажды даже назвал «странствующим искателем недостатков». Но герр Кёнигсхаус все эти упреки пережил, как пережил и самого цу Гуттенберга, фатально опозорившегося в истории с плагиатом.

Он поясняет свои задачи просто: конституция уполномочила меня охранять основные права военнослужащих, а среди них главными являются охрана их жизни и здоровья. Вот почему он непрестанно настаивает на том, чтобы подготовка военнослужащих, направляемых в Афганистан, велась на той же самой технике, на которой им предстоит воевать, и чтобы они занимались с нужным стрелковым оружием и боеприпасами.

Сейчас в десяти зарубежных операциях бундесвера принимают участие всего 7315 военнослужащих. Для занятий по огневой подготовке с теми, кому предстоит со временем отправиться им на замену, боеприпасы выделяются крайне скупо, что сильно – и, разумеется, негативно, – влияет на результаты их стрельбы. А люди-то, между прочим, не в турпоездки отправляются! И уезжать приходится даже тем, кто не овладел основными необходимыми умениям, сокрушается Хельмут Кёнигсхаус.

И сообщает результат подобных упущений – в войсках растет недовольство и разочарование.

Еще одна проблема – и Бендлерблок её признал – нехватка тепловизоров и ноктовизоров. Сейчас пытаются срочно исправить положение, поскольку эти приборы дают имеющим их весьма заметные тактические, а, порой, и оперативные преимущества.

Предметом беспокойства является и то, в Афганистане бундесверу не хватает… летательных аппаратов. Транспортников А400М, транспортных вертолетов NH 90 и вертолетов огневой поддержки «Тигр». Правда с «Тиграми» еще в прошлом году, помнится, вышла неприглядная история. Количество недоработок и дефектов зашкаливало настолько, что, по данным газеты «Вельт», бундесвер хотел вовсе отказаться от использования этой машины в боевых условиях и обратиться за помощью к американцам. В целом ситуация складывается парадоксальная: работа германского спецназа оказывается полностью зависимой от участия транспортных машин иностранного производства. Между тем, министерство обороны часто отказывается проводить необходимые улучшения вооружения и техники, мотивируя это тем, что времени на это потребуется больше, чем продлится пребывание бундесвера в Афганистане. Дескать, потерпите, воюйте пока тем, что есть…

Вот и получается, что солдаты отказываются верить в то, что нужды тех, кто принимает участие в боевых действиях, министерство действительно принимает близко к сердцу. На этом фоне такие проблемы, как трудности общения с близкими, оставшимися на родине, кажутся не слишком острыми. А ведь на них солдаты жалуются уже многие годы!

Решать их пытаются традиционно донельзя – меняют компании, оказывающие услуги подобного рода. С 1 июля этим в Афганистане занимается фирма «Астриум». Теперь солдатам предоставляют возможность сделать по 30 бесплатных звонков в неделю, а в большинстве мест расположения организовали доступ к беспроводному интернету. Сейчас там есть возможность, зайдя в интернет-кафе, выйти в «Скайп», хотя понятно, что на людях не всегда удобно общаться с родными. Теперь идет речь о том, чтобы создать наряду со всем этим и кабины видеотелефонов. Вообще же, утверждают, что на фоне некоторых своих союзников по НАТО бундесвер выглядит в этом отношении довольно непрезентабельно: у них все это давно сделано.

Однако особенно волнует Хельмута Кёнигсхауса проблема глобальная: воинская повинность в Германии ныне отменена, и теперь необходимо сделать службу в бундесвере более привлекательной. А как? Говорят, в недрах министерства обороны блуждают некие проекты необходимых улучшений, но они пока собирают необходимые согласования – бюрократия везде одинакова – или изучаются на предмет внесения необходимых изменений в законодательство. Твердо можно сказать только одно: обойдется все это в копеечку.

А ведь речь идет не о каких-то революционных изменениях, а о вещах довольно приземленных, вроде выплаты денежных компенсаций за переработку, неизбежную для военных медиков и санитаров. Представляете теперь, с каким трудом будет проходить через бюрократические рогатки предложение Хельмута Кёнигсхауса о том, чтобы пожизненная занятость в гражданских отраслях гарантировалась военнослужащему, на треть утратившему свою трудоспособность в результате участия в боевых действиях. Пока для того, чтобы воспользоваться этой льготой, трудоспособность надо утратить наполовину.

Министерство обороны охотно готово поддержать это предложение, но пока категорически против другие ведомства, и сопротивление министерства финансов и министерства внутренних дел сломить никак не удается, сетует Хельмут Кёнигсхаус.

Кстати, о военных медиках. Поднять престиж их службы остро необходимо: «на гражданке» это весьма востребованная и прекрасно оплачиваемая профессия, и её представителей «под погоны» не очень-то заманишь. Вот и выходит, что в бундесвере очень не хватает врачей-специалистов, и вопрос о полноценном медицинском обслуживании стоит как никогда остро.

Еще одна забота Хельмута Кёнигсхауса – весьма труднообъяснимая история с несанкционированным вскрытием полевой почты и грузовых отправлений из Афганистана. В результате достоянием общественности стал материал, отснятый нашлемными камерами спецназовцев, и растащена часть обмундирования. Пока бундесвер мучительно долго выясняет: а кто же все-таки должен нести за это ответственность?

Андрей ГОРЮХИН

* Пост уполномоченного бундестага по обороне веден в 1956 году на основании статьи 45 конституции ФРГ. Его аппарат – вспомогательный орган германского парламента. Он осуществляет парламентский контроль за деятельностью бундесвера. Более детально это регулируется специальным законом «О военном уполномоченном Германского Бундестага».
В нем предусмотрено, что уполномоченный может осуществлять свои полномочия или по собственной инициативе, или по запросу военнослужащих, сообщающих о нарушении их основных прав. Ежегодно он предоставляет федеральному законодательному органу отчет о своей деятельности. Лицо, занимающее этот пост, имеет право без предварительного уведомления посещать любые подразделения, штабы, объекты и административные учреждения бундесвера, имеет доступ ко всем документам и материалам и подотчетно только бундестагу и его комитету по обороне. Министр обороны обязан сообщать уполномоченному обо всех серьезных происшествиях в войсках.
Государственным служащим военный уполномоченный не является и, занимая этот пост, не имеет права выполнять иную оплачиваемую работу. Заметим, что по статусу и уровню оплаты уполномоченный отнесен к группе В11, что приравнивает его к статс-секретарю министерства или президенту Федеральной счетной палаты.
Для избрания на этот пост надо получить поддержку большинства членов парламента. Избирается уполномоченный на пять лет.
Институт военного уполномоченного был введен по личному настоянию тогдашнего канцлера Конрада Аденауэра в ходе второго изменения конституции ФРГ. Замысел был в том, чтобы обеспечить надежный парламентский контроль над вооруженными силами и встроить их в рамки демократического парламентаризма на основе идеи «гражданина в военной форме».
Независимость от органов исполнительной власти, в первую очередь – от министерства обороны и органов военного управления делает уполномоченного эффективным орудием восстановления нарушенных прав и интересов военнослужащих.

№9(58), 2011

№9(58), 2011