Главная > Открываем старый свет > ТРАДИЦИИ > Чмок! А можно без поцелуев?

Чмок! А можно без поцелуев?

image_pdfimage_print

Офисный этикет ожидают перемены

Устоявшаяся привычка чмокать своих сослуживцев подверглась нападкам со стороны неожиданно проявивших пуританский ригоризм немцев из мозгового треста «Общество Книгге». Все, кому довелось соскабливать чужую помаду со щек или отряхивать чужую пудру, должны возрадоваться. Объявились заступники: они провозгласили целовальный ритуал «одной из разновидностей террора» и призвали объявить его вне закона.

Если подойти к теме ретроспективно, то еще апостол Павел наставлял своих последователей обмениваться священным поцелуем. Позднее римский император Тиберий приказал перестать целоваться, поскольку это могло способствовать передаче горловых инфекций. В XVI веке в Англии было модным обцеловывать ближних. Воцарение пуритан покончило с этим. В наше время, особенно в последние три десятилетия, поцелуи в фаворе.

Различаются виды и подвиды поцелуев. Например, у народа маори в Новой Зеландии принято в знак приветствия тереться носами, что считается у них поцелуем в соответствии с ритуалом «хонги». Известна фотография принца Уильяма со старейшиной этого гордого народа Мэри Таллок, на которой они касаются друг друга носами. Случаются накладки во время поездок официальных лиц в Южную Америку, там полная неразбериха в традициях: в одних странах целуют в левую щеку, а в других – только в правую. В Европе, как ведомо, нежно, но кратко прикасаются по очереди к обеим.

Исследователи установили, что распространению этого обычая среди «офисного планктона» способствовал решительный рост доли работающих женщин, а также всепроникающее влияние представителей вольных профессий, ответственных за оформление и навязывание «гламурных» стандартов в образе жизни и поведении. Как следствие, сейчас допустимо, скажем, начинать рабочее совещание с взаимного лобызания.

Микаэл Кляйн, президент «Общества Книгге», ратующий за запрет этой вольности в обращении с коллегами, предлагает «соблюдать дистанцию», примерно 60 сантиметров, не подпуская никого ближе, а также вывесить табличку на своем офисном столе: «Зона запрета на поцелуи».

Ерунда, полемизирует с ним Лиз Вайз, специалист по этикету. Она советует, «не выделяйтесь из потока», и если кто-то вас поцеловал, не вздумайте отпрянуть назад и принять вид оскорбленной невинности. В противном случае «вы будет выглядеть грубой и чересчур официозной».

Лиз Вайз изучала, как зародилась эта традиция, и пришла к выводу, что всему причиной – «менее формальный дресс-код, менее очевидная иерархическая система подчинения, присутствие начальников на одном открытом офисном пространстве и закрытие спецбуфетов для боссов». Как следствие, прежние формальности «улетучились», а популярность воздушных поцелуев, а также символических поцелуев стала еще одним свидетельством «демократизации наших манер».

Не все так прекраснодушно, полагает, в свою очередь, Серена Макеси, автор романа «Темп», потому что изначально поцелуй олицетворял проявление статуса и власти. Правда, обидно становится, и противно заодно, когда сегодня человек, получивший высокое назначение, перестает замечать прежних сослуживцев и не удостаивает их поцелуя. Не менее раздражает, когда обмен такой почти что интимной любезностью происходит между боссами, а их помощники, секретари и рядовые сотрудники могут при этом присутствовать, но быть отгорожены невидимой стеклянной стеной.

Джоди Смит, глава «Маннерсмит», американской фирмы, занимающейся этикетом, также убеждена, что не начальственное это дело - целовать поутру секретарш, ведь они в другой ситуации не тянут им руку для рукопожатия. У госпожи Смит есть революционное рационализаторское предложение. Вспоминая недавний страх перед свиным гриппом, она предлагает категорически запретить в офисе поцелуи (немцы из «Общества Книгге» могут торжествовать, что обрели союзника). А заодно и рукопожатия.

Вместо этого, проповедует Джоди Смит, нужно перенять традиции Востока, позволяющие и инфекции избежать, и уважение проявить. Нужно кланяться!

Владимир МИХЕЕВ

№9(58), 2011

№9(58), 2011