Главная > Финансы & банки > Валюта > «Выходу Греции из евро альтернативы нет»

«Выходу Греции из евро альтернативы нет»

image_pdfimage_print

Пребывание Греции в зоне евро гораздо более проблематично, чем её расставание с ней. Эту точку зрения – уже не в первый раз – высказал глава мюнхенского Института экономических исследований (ИФО) Ханс-Вернер Зинн, человек, имеющий немалый авторитет среди германских экономистов и политиков.

Он считает, что евро можно спасти, поскольку большинство стран, использующих единую валюту, достаточно конкурентоспособны. Но не Греция… На вопрос интервьюера о том, как такая небольшая страна могла вызвать столь масштабные экономические потрясения, германский экономист отвечает так: «Греция просто наглядный пример. Рынки капитала в ходе этого кризиса ставят перед собой единственный вопрос: заплатит Германия или не заплатит? Если Греции позволят упасть, то возникнут опасения, что Германия не заплатит и за другие страны. Тогда многие богатые люди потеряют часть своего состояния. В том-то все и дело. Речь только об этом».

Но должна ли Германия расплачиваться за Грецию? Ханс-Вернер Зинн полагает, что с благотворительностью пора кончать: ФРГ и так уже выделила достаточные средства для помощи этой стране. «Греции нельзя помочь нескончаемыми переводами денег. Страна должна опять встать на собственные ноги», – уверяет он.

Альтернативы выходу Греции из зоны евро германский экономист не видит. «Еще год назад я предупреждал: если Греция уйдет, это будет наименьшим злом. Ведь проблема не только в долгах. Проблема в отсутствии у неё конкурентоспособности. И выходов из этого есть только три.

Можно долгое время финансировать Грецию. Страну, объем потребления в которой составляет 17% валового внутреннего продукта! Я не верю, что Союз этого захочет, и я не верю, что это будет лучшим выходом для Греции. Вторая возможность – Греция остается в зоне евро и проводит обесценивание, сокращая при этом цены и зарплаты на 30%. Но тут начнется такое, что поставит страну на грань гражданской войны».

Ну, а третья возможность и есть то, что уже более года предлагает глава ИФО. Греция возвращает в оборот драхму и потом проводит её девальвацию. На этом пути страна быстро вернет себе конкурентоспособность.

Разумеется, это вариант отнюдь не беспроблемный. Если Греция выйдет из евро, то начнется массовое изъятие средств из банков. Банковские балансы затрещат. И все же, останься она в зоне евро и попробуй провести девальвацию в том же объеме, то затрещат здания банков. «В этом вся разница», – уверяет Х.-В.Зинн.

Экономически здравомыслящий человек, разумеется, без колебаний согласился бы с этими рецептами. Но у политиков своя логика. Нынешний глава СвДП Филипп Рёслер одним только пробросом о возможности неплатежеспособности Греции чуть не вызвал в Берлине правительственный кризис. Где же выход?

«Политики боятся этих мер, поскольку они вызовут беспокойство инвесторов», – соглашается германский экономист. Однако он возражает против того, чтобы предлагаемые им меры сравнивали с тем, что происходило вокруг банка «Леман бразерз». Он уверен, что крах межбанковского рынка в этом случае крайне маловероятен, поскольку все национальные правительства сейчас настороже и тут же бросятся на выручку своим банкам. «Конечно, треволнения будут. Это надо признать», – соглашается Ханс-Вернер Зинн. Но его гораздо сильнее обеспокоило бы то, что лондонский Сити, нью-йоркский Уолл-стрит и Парижская биржа были тем больше рады, чем шире Берлин вынужден был бы раскрыть кошелек. «Французские банки сейчас переживают трудности, мы это видим уже больше года. Есть глубинные причины того, что Париж был бы рад участию немцев в финансировании пакета помощи грекам. Но французы должны сами спасать свои банки. А если необходимо, то и национализировать их. Окажутся наши банки в трудной ситуации? Тогда и нам придется их национализировать», – категорически заявляет глава ИФО.

Проблемы германских банков? Разве у этих «слонов» вообще могут быть трудности? Конечно, рассказывает Ханс-Вернер Зинн. Их сложности состоят в том, что даже у сильнейших капитализация совершенно недостаточна. Бизнес они ведут за счет собственного капитала, а его для покрытия убытков может не хватить и тогда, стоит только возникнуть угрозе убытков, эти банки обрушатся. И опять придется вмешиваться – кому? Правильно – государству. Веселая игра: прибыли банковские, убытки – государственные. «Банки практически держат государство за горло. Но спасать-то надо не акционеров этих банков, а сами банки. А в обмен на эту помощь государство должно получать акции проблемных банков», – поясняет экономист. И добавляет: по сути дела речь идет о частичном огосударствлении. «Я говорю о его необходимости еще с осени 2008 года. В этом есть возможность стабилизации банковской системы. Пока такого не случилось», – прибавляет Х.-В.Зинн.

Вопрос болезненный для каждого немца: почему расплачиваться все время приходится нам? По мнению германского экономиста, это наследие прошлого. «Будь мы Британией, никогда в жизни не пришлось бы нам совершать подобной глупости», – уверен он.

Но что же все-таки происходит в Европе? В чем регулирующая роль Европейского центрального банка (ЕЦБ)? По мнению германского экономиста, эта организация перешла все пределы благоразумия. Германия все чаще оказывается в ЕЦБ изолированной, её просто подавляют большинством голосов. «Хотел бы я посмотреть на господина Саркози, если что-то похожее произошло бы с Францией», – иронизирует Х.-В.Зинн. Совет ЕЦБ принимает решения, которые ставят под удар огромные объемы собственности других государств. Это уже кредитная политика, это не денежная политика, уверен германский экономист. «ЕЦБ через свои механизмы за три года перевел в кредиты 350 миллиардов евро и сделал это не через Бундесбанк или германскую банковскую систему. И ушли они в Грецию, Ирландию, Португалию и Испанию. Таким образом, в обход Бундесбанка за эти три года утекло 60% германского экспорта капитала. Да еще и эти пакеты помощи, когда национальные эмиссионные банки принуждают покупать государственные бумаги других стран! Причем в объеме 130 миллиардов евро. Только через ЕЦБ прошли трансферты в объеме 500 миллиардов евро», – говорит германский экономист.

Специально для любителей иронизировать над немецкой скаредностью: ФРГ уже взяла на себя ответственность в сумме 400 миллиардов евро – за Грецию, за Ирландию, за Португалию, за Испанию, а целый ряд стран остался в стороне. Теперь представьте себе, что следующей страной, лишившейся возможности помогать другим, похоже, станет Италия? На чьи плечи ляжет дополнительная нагрузка? На румынские с эстонскими?

Практическая работа по спасению утопающих – удел политиков. Как они, с точки зрения Х.-В.Зинна справляются со своими обязанностями?

«Политики стремятся выиграть время, а потому просто голосуют за выделение все больших и больших пакетов помощи. Но это значит, что они оставляют своим преемникам и потомкам гигантский объем нерешенных проблем. Мне совершенно непонятно, почему главным плательщиком сделали Германию, которая за последний год сдала все свои важнейшие позиции. МВФ ушел в сторону. Законодательство о банкротстве не используется. А суммы-то астрономические. И все, что объявляется чрезвычайной мерой, на самом деле повторяется из раза в раз. Этот путь не ведет никуда», – сокрушается Х.-В.Зинн.

Перспектива развития событий, которую рисует глава ИФО, выглядит совершенно безрадостно. Если Германия будет соглашаться на все требования, то она добьется только того, что её казна опустеет. И тогда вся конструкция – читай: Европейский Союз – все равно развалится.

Но, даже если не брать в расчет самый пессимистический вариант, то можно ли все же спасти единую европейскую валюту – бесспорно, одно из важнейших достижений интеграции Старого Света? Кого еще не будет в этом клубе? Греции не будет, Португалии тоже, скорее всего, не будет, отвечает Х.-В.Зинн. А там – посмотрим. «Я очень рассчитываю, что евро все же сохранится. Но шанс на спасение у него только при введении жесточайших бюджетных ограничений», – говорит он.

И здесь мы опять приходим к тому, что очень и очень многое зависит от политиков, в руках которых сейчас находятся бразды правления важнейшими странами ЕС. Ведь это именно они, лидеры, несут ответственность за то, к чему привели их планы спасения утопающих: триллион евро истрачен, а страны-должники все равно не могут встать на ноги.

«Меркель, Саркози и компания устали и на самом деле не знают, что им надо делать. Вновь и вновь возникают новые очаги пламени, пожирающие миллиарды евро. В такой ситуации ответственные люди могут только проиграть. Это катастрофически воздействует на моральное состояние спасателей», – пишет берлинская «Вельт».

По её мнению, речь идет о спасении европейской идеи – ни больше, ни меньше. Европейский Союз выродился в страховое общество, ситуацию в котором определяют споры между получателями помощи и предоставляющими помощь – такова радикальная смена парадигмы. «Все вращается не вокруг проблем мира, расширения и уничтожения границ, а вокруг конкуренции, зависти и справедливого распределения средств».

И дело, полагает газета, не в Греции как таковой. Эта небольшая страна стала символом провала правительств стран ЕС и превращения Европы в континент должников, ситуацию в котором никто не в состоянии контролировать. Эта оценка выглядит чересчур полемически заостренной? Как сказать…

Благие намерения и высказывания оборачиваются впоследствии новыми многомиллиардными расходами. «Выход Греции из зоны евро должен быть быстрым и решительным. Только тогда операция может стать удачной», – заключает «Вельт».

Похоже, в Элладе все больше свыкаются с возможностью такого шага. Во всяком случае, премьер афинского правительства Георгиос Папандреу, как сообщала со ссылкой на неназванные источники газета «Катимерини», был готов вынести на референдум вопрос о возвращении национальной валюты. После разговора с «тройкой» ЕС от этой идеи в Афинах вроде бы отказались. Надолго ли?

А ведь о том, что сделать это придется, а все попытки потушить пожар денежными вливаниями ни к чему не приведут, Ханс-Вернер Зинн и его единомышленники говорили еще год назад. Тогда это воспринималось как оригинальничанье, а то и как опасная ересь, подрывающая устои единой Европы. Да, нет пророка…

Андрей ГОРЮХИН

№9(58), 2011

№9(58), 2011