Главная > Тенденции & прогнозы > Кризис евро: попытка систематизации

Кризис евро: попытка систематизации

image_pdfimage_print

Проблемы, с которыми сталкивается еврозона, стали лакмусовой бумажкой всех нерешенных проблем ЕС. Пока экономика находилась на подъеме, все было хорошо и казалось: так останется всегда. Когда начались сложности, то обнажились все недоделки. Они видны на разных этажах конструкции Союза. Преодолеет евро нынешний кризис – ЕС выйдет окрепшим из испытания. Если нет, то… воспоминания о судьбе Советского Союза у многих живы в памяти.

Польский министр финансов Яцек Ростовски (его страна сейчас председательствует в ЕС), выступая в Европейском Парламенте, предупредил: «Если еврозона даст трещину, то ЕС, несомненно, не выживет, трагические последствия чего можно себе представить». Среди них – даже война в ЕС «в течение 10 лет»!

Сейчас партия вокруг евро разыгрывается на разных досках. Попробуем зафиксировать некоторые элементы игры.

 

Французские и германские усилия

Когда ЕС был маленьким, но уже трудно управляемым, в нем солировали Франция и Германия. Британцы по праву могли тоже причислять себя к европейским тяжеловесам, но в полной мере европейской интеграцией не занимались. Они находились на обочине процесса – в «блестящей изоляции», как сказали бы в иную эпоху.

В то доброе старое время было принято считать, что в ЕС немцы платили и, если надо, давили, а французы творили и придумывали. Немцам – промышленность и финансы, французам – политика и идеология. Франко-германский тандем десятилетие за десятилетием успешно тянул состав, определял пути европейского строительства. Когда эти две страны договаривались и находили компромисс, ЕС делал очередной шаг в намеченном направлении, преодолевая очередной кризис. Сколько их было!

Массовый приток в ЕС с 2004 года преимущественно восточноевропейских стран сломал этот механизм. Дело не в появлении в европейской семье, если позволительно так выразиться, множества бедных родственников с иной логикой: Союз не впервые брался за экономически менее развитые территории. И дело даже не в том, что на всех перестало хватать европейских (в основном, немецких) денег.

Дело просто в численности. Участников брюссельского объединения стало 27, а не 12 или даже 15, а при этом права у всех равные, но интересы разные, Парижу и Берлину стало практически невозможно дирижировать оркестром. Начали складываться и исчезать разные альянсы – временные и более стабильные, одиночки получили возможность фрондировать. Даже Франция и Германия временами с трудом слышали друг друга, поддаваясь сиренам местечковых интересов собственной внутренней политики. Кто знаком с творчеством гениального итальянца Федерико Феллини, пусть вспомнит проблемы дирижера в выдающемся фильме «Репетиция оркестра». Кстати, тот дирижер был немец…

В нынешнем кризисе без Берлина и Парижа никуда не деться, хотя бы потому, что в этих столицах – ключи к сундукам, где лежат основные деньги для проблемных партнеров по единой валюте. Они стараются управлять процессом стабилизации евро, успокоить жадные до панических слухов финансовые рынки, найти пути эффективного финансирования долгов Греции и ее подруг по долговому несчастью… Лидеры двух стран встречаются, созваниваются с партнерами, публикуют коммюнике, говорят о согласованных действиях. Получается не все и не всегда. Французы призывают выпускать евробонды для финансирования дефицитов еврозоны, немцы и слышать об этом не хотят. Биржи трясет, стоимость обслуживания долга правительства Греции подскакивает еще выше. Но если во Франции правящие правые силы и большинство оппозиционных социалистов сохраняют приверженность европейской идее и единой валюте, в Германии положение сложнее. Немцы не хотят, как они говорят, платить за греков. В берлинской правительственной коалиции нет единства, что выплескивается на страницы газет. Когда канцлер говорит о необходимости обязательно спасти греков, ее министр экономики заявляет о подготовке различных сценариев, включая дефолт Греции.

Известный обозреватель Анатоль Калецки из лондонской «Таймс» (издание не слишком жалует Брюссель) прямо призывает Францию махнуть рукой на немцев и взвалить на себя одну бремя лидерства в ЕС. А Германии он советует выйти из евро и вернуться к своей марке, коль скоро они столь эгоистично ведут себя. А яростно антиевропейская «Дейли мейл», напротив, пугает читателей установлением в ЕС диктата Берлина – «четвертого Рейха», как она выразилась.

Тем не менее, кое какие сдвиги произошли. По меркам обычного времени они были бы огромными, но хватит ли этого в кризисное время? Поворотным моментом стала встреча руководителей Франции и Германии Н.Саркози и А.Меркель, состоявшаяся в августе. Революционных решений они не приняли, но движение началось.

Итак, они предложат партнерам образовать «экономическое правительство зоны евро», состоящее из глав государств и правительств. Собираться оно будет дважды в год и иметь постоянного председателя, избираемого на 2,5 года.

Далее, предлагается создать налог на финансовые операции. Министры финансов двух стран подготовят соответствующее предложение для партнеров. Точные контуры налога пока не известны, но аналитики поспешили сравнить ее с «налогом Тобина». Экономист Джон Тобин давно предложил облагать маленьким налогом международные перемещения капиталов. Еще журналисты придумали для него образное название «налог Робин Гуда» – мол, отобрать у богатых, чтобы отдать бедным.

К этим двум идеям, давно выдвигавшимся в Париже, добавилась и берлинская идея – введение правила об обязательности равновесия государственного бюджета и конституционное закрепление ликвидации бюджетных дефицитов. Этот шаг планируется сделать до лета 2012 года. Первой, не дожидаясь формальных призывов, по этому пути уже пошла Испания.

Эти меры представляют пусть робкие, но все же шаги к подведению более прочного фундамента под единую европейскую валюту, которая, в отличие от остальных валют мира, не опирается на общую налоговую и бюджетную политику. Можно предположить, что проведение в жизнь таких мер откроет путь к новому этапу интеграции в ЕС – налоговому и бюджетному. Но есть ли альтернатива? Известный еврооптимист, бывший премьер-министр Бельгии Ги Верхофстадт считает так: «Идеи федерализма вернулись в ЕС. Мы снова можем о нем говорить… Европейский налоговый союз, экономический союз, политический союз – вот что хотят рынки».

 

Греция и ее долги

Дискуссии о будущем евро сфокусированы на греческом государственном долге. Напомню: этот совокупный показатель составляет 370 миллиардов евро, тогда как долг России перед дефолтом августа 1998 года – всего 79 миллиардов. Откуда он взялся? Прежние правительства, пользуясь низкими ставками, заимствовали большие суммы, рассчитывая на ускорение темпов экономического развития. Надежды на это не сбылись. Когда грянул глобальный кризис, проблема еще больше обострилась, хотя и без него масса задолженности подходила к критической черте.

Греция находится в чудовищном положении. Финансирование государственных расходов невозможно без внешних заимствований. Эти заимствования ухудшают общие показатели, обслуживание долгов из-за ухудшения показателей постоянно дорожает. В этом замкнутом круге партнеры (ЕС и МВФ) готовы предоставлять Афинам финансовую помощь, но требуют в обмен быстрого упорядочения бюджетной сферы. Это означает увеличить доходы и сократить расходы. Расходы сокращают, прежде всего, за счет свертывания различных социальных программ, сдерживания зарплат госсектора. Доходы планируется увеличить за счет программы масштабной приватизации, улучшения собираемости налогов и введения новых.

Правительство Греции пытается это делать, находясь под двойным давлением – как кредиторов, требующих действовать быстрее и жестче, так и улицы, не желающей мириться с падением доходов, потерей работы. Пока результат удручающе предсказуем, каким бывал всегда при применении этого рецепта. Снижение доходов населения и сокращение госрасходов уже привели к такому сильному спаду в экономике (-7%), что оно в значительной степени съело ожидавшийся рост поступлений в казну. А вырученные казной деньги идут финансистам, спекуляции которых и обострили греческие проблемы.

В сложившихся условиях на экспертном уровне все чаще говорят о целесообразности и даже неизбежности дефолта. Не будь Греция в зоне евро, ее положение не было бы столь острым, а выход из него через девальвацию национальной валюты и даже дефолт был бы менее болезненным. Но, пользуясь единой валютой, греки не могут себе больше этого позволить. Да и в целом механизм еврозоны не предусматривает такой перспективы. Собственно говоря, откуда ей взяться: вес Греции в экономике региона, пользующегося евро, минимален, большинство стран имеют вполне положительные финансовые показатели.

Нельзя забывать, что и некоторые другие страны еврозоны (их называют периферийными) также испытывают финансовые и долговые проблемы. Это Ирландия и Португалия. Однако они, если сравнивать с Грецией, несколько увереннее выбираются из ямы, да и проблема их выглядит иначе – должниками является не столько государство, сколько банки. Испания, которая тоже выглядит не лучшим образом, пока контролирует события. Некоторые тучи ходят над Бельгией, не имеющей больше года правительства, причем, Европейской Комиссии пришлось недавно опровергать слухи, будто она направила бельгийским властям предупреждения о том, что в финансах этой страны что-то идет криво. Главная проблема здесь – угроза над Италией.

Итальянская финансовая угроза гораздо серьезнее греческой. Первые признаки ухудшения положения (например, снижение кредитного рейтинга страны) уже проявляются. Если трудности начнутся на Апеннинском полуострове, пожар может охватить всю зону евро. Поэтому греческие финансовые проблемы и угроза дефолта этой страны опасны не столько сами по себе, сколько эффектом домино, который могут вызвать.

Пока реакция правящих структур ЕС не внушает оптимизма. Разрекламированная встреча министров финансов еврозоны во Вроцлаве в конце сентября не приняла ожидавшихся от нее решений. Вялые комментарии по ее итогам вызвали очередное падение курсов на европейских биржах. Правда, авторы некоторых публикаций дают понять: за закрытыми дверями шла активная работа по поиску эффективного выхода из греческой трясины, поэтому пока рано делать это достоянием общественности и рынков.

 

Базарный день: финны и прочие

Дискуссии вокруг греческого долга показали, что отдельные страны еврозоны готовы выдвигать свои требования к партнерам, попавшим в беду. Вокруг помощи Греции, очередной транш которой должен составить 158,6 миллиарда евро, разгоняют волны несколько стран – Словакия, Нидерланды, Австрия… Так, Братислава блокирует начало работы Европейского фонда стабильности, перенеся на декабрь ратификацию соответствующего документа. А ранее словаки отказывались участвовать в финансировании первого экстренного кредита Афинам.

Но наиболее показателен другой пример: как себя повела в этой ситуации обычно спокойная и рассудительная Финляндия.

Правительство этой страны вынуждено считаться с новой расстановкой политических сил у себя дома. Большого успеха на апрельских парламентских выборах добилась партия «Истинные финны», которая выступает против европейской интеграции и, в частности, против безусловной помощи Греции. Одновременно Финляндия имеет наивысший кредитный рейтинг и не хочет его терять. Поэтому Хельсинки дал понять, что будет хотеть что-то в обмен на участие в финансовой помощи Афинам (2% общего объема).

Главное требование – подписание соглашения с греками о предоставлении ими гарантий под этот заем. Эти гарантии могут принимать разные формы – от закладывания крупной госкомпании, которая может перейти к финнам в случае невыплаты Грецией кредита, до расплаты с помощью греческих золотовалютных резервов. Греки в принципе согласились. Были даже экзотические идеи – заложить Финляндии какой-нибудь теплый островок в Эгейском море…

Но инициатива финнов вызвала гнев на берегах Шпрее, где правительство отвергло такое греко-финское соглашение. «Оно не может заключаться за счет остальных партнеров», – объяснил официальный представитель правительства Германии. Берлин считает, что разговоры о гарантиях (следом за Финляндией о них заговорили и некоторые другие) следует вести не публично, а в соответствующих инстанциях еврозоны. В общей сложности, грекам выдвигают требования государства, обеспечивающие 11% общего объема планируемой помощи Афинам…

Сама идея неких отдельных гарантий со стороны Греции наносит удар по евро, поскольку отражает недоверие партнеров друг к другу, делает открытыми разногласия между ними.

В самой Финляндии действия правительства расценили в значительной мере как популистские, призванные подыграть антиевропейским настроениям части избирателей. Газета «Хельсингин саномат» полагает, что эта инициатива создает опасный прецедент, прежде всего, для позиций самой страны в ЕС. «Когда премьер-министр Юрки Катайнен будет участвовать в европейских встречах в верхах, ему станет трудно объяснять цели Финляндии, – пишет это крупнейшее в стране издание. – Его будут считать представителем государства, которое готово использовать только то, что ему нравится, и игнорировать все остальное».

Подмечено точно. Именно какофония партнеров, неспособность до сих пор действовать единым фронтом пугает финансовые рынки, подрывая прочность евро.

 

Жесткая экономия на марше

Греция – Грецией, но большинство стран зоны евро в том или ином виде пересматривают свои экономические программы и вводят в различной мере жесткую экономию. Такие действия можно даже считать логичными – после волны дополнительных государственных расходов по стимулированию экономики после начала глобального кризиса. Сейчас настала пора платить по счетам и оздоровить финансы. «Это не кризис евро, – объяснил президент Франции Н.Саркози на первом заседании Совета министров после летних каникул. – Это кризис задолженности».

Его страна одной из последних встала на путь бюджетной экономии. В целом за два года планируется сэкономить 12 миллиардов евро (0,6% ВВП), из которых 11 миллиардов в будущем году. Главный инструмент – повышение налогов, в том числе на высокие доходы и на крупные компании. Задача состоит в том, чтобы, сокращая затраты, не задушить темпы роста экономики, которые будут не так велики, как ожидалось: 1,75% в текущем и будущем году вместо прежних 2% и 2,5% соответственно.

Германия пошла еще дальше: минус 86 миллиардов евро за 4 года (3,5% ВВП). Она перешла на режим экономии одной из первых, еще летом 2010 года. Бухгалтерские цели маневра – сократить бюджетный дефицит до 3% в 2013 году, а долг – до 60% ВВП. Средства достижения этой экономии классические: сдерживание роста зарплат госслужащих, сокращение мест чиновников, пособий, а также военных расходов. Одновременно создаются новые налоги – на топливо и на авиационные билеты, например.

Великобритания не входит в зону евро. Но при правительстве консерваторов она хочет практически ликвидировать бюджетный дефицит – с 11,1% ВВП в 2010 году до 1,5% ВВП в 2016. Для этого разработана программа уменьшения госрасходов на 80 миллиардов фунтов стерлингов (это более 90 миллиардов евро, или 5,3% ВВП) за 5 лет. В госсекторе планируется ликвидировать 500 тысяч рабочих мест.

Италия приняла уже две программы, которые призваны позволить ей сэкономить 93,5 миллиарда евро за три года (6% ВВП). Первую приняли летом (на 48 миллиардов), сейчас – вторую (на 45,5). Основная цель этого маневра – снижение гигантской задолженности, составляющей 120% итальянского ВВП. Поступления в казну должны возрасти за счет дополнительных сборов и сокращения различных налоговых послаблений для отдельных категорий. Больше всего пострадают от сокращений расходные статьи, предполагающие ассигнования местным органам власти и здравоохранению.

Картина в других странах сравнимая. Для ее полноты приведу общую сумму экономии, долю от ВВП и срок действия программы. Испания – 70 миллиардов евро (6,4% ВВП) на три года. Греция – 28,4 миллиарда евро (12,7% ВВП) на пять лет. Португалия – 10 миллиардов евро (6,1% ВВП) на три года.

 

Экономия убивает рост и демократию

Все эти программы выстраиваются с тем, чтобы они, с одной стороны, оздоровили государственные финансы и показали рынкам способность правительств расплачиваться по долгам, а, с другой – не убить чахлые ростки возобновления экономического развития. Греческий опыт, как говорилось выше, уже демонстрирует опасность слишком масштабных мер экономии. Впрочем, опыт спасения методами МВФ попадавших в трудное положение развивающихся стран на протяжении 3-4 десятилетий уже наглядно продемонстрировал катастрофические последствия применения ультралиберальных рецептов для реальной экономики и социальной сферы.

Но европейские аналитики начинают тревожиться не только об угрозах этих мер для экономики. Некоторые считают, что под угрозой оказываются демократические устои!

«Попытки ЕС справиться с финансовым кризисом, навязывая меры жесткой экономии странам-участницам, еще больше рассердят избирателей, которые уже разочарованы отсутствием отчетности со стороны Брюсселя», – предупреждает либеральная лондонская «Гардиан». Она доказывает, что ключевые решения начинают все больше диктоваться структурами, которые были не избраны, а назначены. Это – новая угроза? Угроза превращения финансового кризиса в кризис институтов управления?

Валерий ВАСИЛЬЕВСКИЙ

№9(58), 2011

№9(58), 2011