Главная > Дневник событий > В фокусе > Лукашенко объявлен персона нон грата в Евросоюзе

Лукашенко объявлен персона нон грата в Евросоюзе

image_pdfimage_print

По следам уличных и площадных столкновений в Минске и ареста оппозиционных лидеров, ЕС на уровне министров иностранных дел сообщества принял решение наказать белорусские власти. В качестве меры наказания предусмотрен запрет на въезд на территории любой страны ЕС 157 официальным лицам. В числе невъездных – помимо министров обороны и внутренних дел, президент страны Александр Лукашенко и двое сыновей, Виктор и Дмитрий. Самый младший из сыновей Коля по возрастному признаку не объявлен персона нон грата.

Санкции также предполагают замораживание счетов белорусских чиновников высокого ранга в европейских банках.

Однако главы МИД 27 стран не пришли к единогласию – стоит ли применить экономические санкции, на чем решительно настаивали представители Швеции и Польши. В отличие от Евросоюза, Соединенные Штаты решили ударить по белорусскому бюджету. Администрация Обамы отзывает генеральную лицензию, предоставленную гражданам США с целью заключения сделок с белорусскими предприятиями – «Лакокраска» и «Полоцкстекловолокно», которые являются подразделениями крупнейшего нефтехимического конгломерата «Белнефтехим».

ЕС не стал вводить аналогичные, пусть даже точечные санкции. Как разъяснил один из источников в Евросоюзе, стоит цель подвергнуть давлению не целый народ, а только «исключительно представителей власти, ответственных за репрессии против оппозиции и СМИ».

Напомним, что Евросоюз уже вводил режим санкций после президентских выборов в марте 2006 года. Основанием стало обвинение Александра Лукашенко и его окружения в систематическом наступлении на демократические права и свободы граждан, репрессиях против оппозиции и ограничении свободы СМИ. В тот момент в категорию «персона нон грата» были зачислены 40 чиновников. В сравнении с предыдущим черным списком, в новом составе значатся 117 новых фамилий.

Действие санкций было также ограниченным. Они были приостановлены осенью 2008 года после того, как Белоруссия отказалась признать вслед за Россией суверенитет Абхазии и Южной Осетии. Затем, опять же осенью, в 2009 и 2010 годах санкции продлевались, но – в приостановленном режиме, что не мешало белорусским чиновникам получать в паспорта штемпели с европейскими визами.

Позиция сообщества выражена в словах одного из высокопоставленных чиновников Совета ЕС: «Наш главный сигнал президенту Лукашенко – это требование немедленного и безусловного освобождения всех политзаключенных, арестованных после акций протеста, которые последовали за президентскими выборами в Белоруссии 19 декабря».

Кто эти люди? По обвинению (а это уголовная статья) в организации массовых беспорядков в Минске проходят 37 обвиняемых и 15 подозреваемых. «Из 37 обвиняемых 28 содержатся под стражей, два – под домашним арестом, девять – под подпиской о невыезде. Из 15 подозреваемых четыре находятся под стражей, девять – под подпиской о невыезде, два – находятся за пределами страны», – сообщает сайт правозащитного центра «Вясна».

В числе обвиняемых пять экс-кандидатов в президенты: Андрей Санников, Николай Статкевич, Алесь Михалевич (находятся в СИЗО КГБ), Владимир Некляев (под домашним арестом), Виталий Рымашевский (отпущен под подписку о невыезде). Среди подозреваемых есть и два экс-кандидата в президенты Григорий Костусев и Дмитрий Усс, с которых взята подписка о невыезде.

Минск отреагировал, как можно было ожидать, бурно. Решение о санкциях «строится на откровенном замалчивании агрессивных действий и насилия со стороны демонстрантов, выразившихся в попытке захвата здания правительства и парламента Республики Беларусь 19 декабря 2010 года после президентских выборов», сказано в заявлении белорусского МИД.

Как пишет «Нью-Йорк таймс», власти в Минске считают, что беспорядки представляли собой «попытку переворота, поддержанную Западом». Вместе с тем, на этот раз в ходе предвыборной кампании, помимо самого Лукашенко, было зарегистрировано 9 кандидатов в президенты, которые проводили агитацию за себя в масштабах всей страны, а на государственном телевидении были проведены дебаты в прямом эфире. Тем не менее, аресты после выборов были восприняты в США и в Евросоюзе как свидетельство ужесточения политических репрессий, которые, пишет «Нью-Йорк таймс», «превзошли все, что происходило за последние 16 лет правления» Батьки.

Что в сухом остатке? Более гибкая, чем прежде, позиция ЕС, считает директор минского Центра по проблемам европейской интеграции Юрий Шевцов. На настроении Совета министров ЕС сказалось решение белорусских властей изменить меру пресечения некоторым фигурантам уголовных дел по поводу участия в акциях протеста 19 декабря. «Не были приняты точечные экономические санкции. Это означает, что позиция Европейского Союза в отношении Белоруссии немного потеплела», – резюмирует Шевцов. По его мнению, «ЕС не может оставить без поддержки тех людей, которые обвиняются в организации массовых беспорядков, но внутренней реальной симпатии у Европейского Союза к ним нет».

Так или иначе, но в списке нежелательных на территории ЕС элементов отсутствует министр иностранных дел Белоруссии Сергей Мартынов и первый вице-премьер Владимир Семашко. Выходит, что каналы связи и диалога не перекрыты, и что Евросоюз не загоняет Белоруссию в изоляцию.

Владимир МИХЕЕВ

№2(52), 2011

№2(52), 2011