Главная > Дневник событий > Политика > Угрозы мягкой безопасности Европы

Угрозы мягкой безопасности Европы

image_pdfimage_print

В будущем сотрудничество правоохранительных органов и органов правопорядка России и Европейского Союза обязательно станет углубляться. Это веление времени. В усилении взаимодействия заинтересованы обе стороны. Соответствующие разделы нового базового договора между Россией и ЕС почти согласованы. Тем важнее четко представлять себе, как наши партнеры оценивают существующие и перспективные угрозы мягкой безопасности.

В концентрированном виде их позиция изложена в совместном докладе Европола, Евроюста и ФРОНТЕКСа за 2010 год*1. В основном он базируется, скорее даже, является выжимкой более основательных, объемных стратегических документов специализированного характера, подготовленных ими ранее по отдельности*2.

С точки зрения понимания подходов, которых придерживаются страны Европейского Союза, его институты, органы и организации, это исключительно информативный документ. Причем сразу же в двух отношениях. Он одновременно раскрывает и слабые, и сильные стороны проводимой ими аналитической работы.

В очень наглядной, очевидной форме он помогает выявить все клише, все трафареты мышления, которые присущи официальным лицам, чиновничеству и экспертному сообществу ЕС. Поэтому знакомство с ним оставляет внутреннее ощущение неудовлетворенности. Многие реально существующие проблемы авторитетные структуры ЕС хорошо видят. Более того, они их прекрасно понимают. Тем не менее, предпочитают не называть вещи своими именами. Что-то толкуют откровенно однобоко. Что-то предвзято или даже тенденциозно. Ограничимся только несколькими примерами.

В докладе совершенно справедливо указывается, что организованная преступность приобрела международный, транснациональный характер. Паутиной преступных сообществ покрыт весь мир. На смену их специализации пришла комплексность и тесное взаимодействие. Тем не менее, угрозы мягкой безопасности, с которыми сталкиваются Европейский Союз и его государства-члены, структуры ЕС стараются описывать как исходящие исключительно извне. Они представляют ЕС некоторым островком стабильности и безопасности, на который накатываются чуждые ему волны существующей где-то там, снаружи организованной преступности. Они рисуют ЕС эдаким невинным ягненком, которого внешние силы тащат на заклание.

По всей видимо, было бы плодотворнее, если бы авторы доклада исходили из того, что и ЕС, и Россия, и третьи страны-партнеры сталкиваются с однотипными проблемами и должны противостоять современной организованной преступности, сдвигая ряды, а не действуя поодиночке. Тогда и потребности во взаимодействии правоохранительных органов и органов правопорядка проступали бы нагляднее. И в логике объединения усилий и ресурсов для борьбы с общим врагом, которой они придерживаются, поубавилось бы противоречий.

Второе методологическое несоответствие доклада кроется в плоском, двухмерном представлении о преступности, согласно которому, пользуясь рыночной терминологией, в ответе за все только поставщик, но не заказчик, не пользователь услуг. Первый шаг в нем к признанию того, что преступность должна рассматриваться, как системное явление, вбирающее в себя всю цепочку противоправных деяний, сделан. Авторы четко указывают на то, что в ЕС имеется колоссальный спрос на контрабандные и контрафактные товары, на все то, что предлагают и поставляют преступные сообщества, будь то товары, включая такие, как человеческие органы для трансплантации и дешевая рабочая сила, или услуги. Но на этом останавливаются. А ведь совершенно очевидно, что спрос порождает предложение. И без спроса международная преступность не могла бы превратиться в крупнейший, хоть и преимущественно подпольный сектор современной экономики.

Поэтому неверна главная посылка доклада: мол, у нас в ЕС все более-менее благополучно, а вот… ЕС сформировался как огромный процветающий рынок криминальных услуг. Он нуждается в их импорте. Нуждаясь в нем, он в колоссальных масштабах стимулирует рост и колоссальные прибыли преступных группировок. В свою очередь, он порождает обратную волну распространения преступности. Только в других формах. И других проявлениях. И этого, конечно же, нельзя не видеть и не учитывать.

В остальном с содержащимися в докладе выводами и констатациями трудно не согласиться. Тезисно они сводятся примерно к следующему. Организованные преступные сообщества продолжают разрастаться, умело ставя себе на службу самые современные достижения науки и техники. Они все более мобильны и неуловимы. Все более профессиональны. В них входят люди высочайшей квалификации. Основной областью и инструментом их деятельности становится Интернет.

Преступные сообщества поставляют на мировой рынок растущий объем криминальных услуг. Торговля наркотиками и другими запрещенными товарами постоянно увеличивается. Она достигла беспрецедентных масштабов. Под контролем преступных сообществ оказались колоссальные финансовые потоки. Получаемые ими прибыли служат не только их собственной подпитке, но и подкупу должностных лиц, сращиванию с законным бизнесом, поощрению терроризма.

В результате современному обществу и государству наносится трудно поправимый ущерб. В руках преступных сообществ оказывается существенная часть доходов, которые недополучают государственные структуры и граждане. Происходит криминализация всех сфер жизнедеятельности общества. Подкуп и коррупция пускают корни повсюду. Гарантировать личную безопасность граждан становится все сложнее. Риски преступных посягательств нарастают.

Европейский Союз особенно привлекателен для организованной преступности. Огромный рынок, состоятельное население, либеральные традиции предпринимательства, колоссальный спрос на наркотики и живой товар, наличие мощнейших отработанных механизмов отмывания незаконно нажитых состояний, ликвидация внутренних границ для передвижения людей, товаров, услуг и капиталов – все привлекает сюда организованную преступность.

Большая часть угроз мягкой безопасности ЕС исходит из-за рубежа. Их генерируют в первую очередь Северная Африка, Юго-Восточная Азия, территории бывшего Советского Союза и Балканы. Центры преступной деятельности (хабы), координирующие переброску в ЕС криминального товара и услуг, подкуп чиновников и служащих и подделку документов, формируются по периметру границ и внутри ЕС. Редуты, выстраиваемые ЕС на пути международной преступности, легко обходятся.

Такова общая схема доклада. Ее расцвечивают отдельные наиболее броские аргументы, призванные снять какие-либо сомнения в правильности избранной идеологической парадигмы, и наиболее яркие цифры иллюстративного характера. В частности подчеркивается, что ежегодный приток незаконных мигрантов в ЕС оценивается в 900 тыс. человек. Мировое производство кокаина и героина сконцентрировано вне ЕС, но в своей значительной части предназначается для потребления в ЕС. Наиболее влиятельными преступными сообществами, орудующими на территории ЕС, являются колумбийцы, нигерийцы, русские, албанцы и турки. Именно так и именно в такой последовательности. Одни лишь финансовые хищения в пользу преступных группировок равны примерно 5% мирового ВВП.

В остальном в докладе дается детальная характеристика основных направлений (путей) проникновения в ЕС преступной деятельности, показывается, какие угрозы они генерируют, и указывается, кто на чем специализируется. Так, через хабы в Северно-Западной Африке идет основной поток незаконных мигрантов. Румыния, Болгария и Греция служат перевалочными пунктами для поставок дешевых товаров, контрафакта и контрабандных сигарет из Азии. Потребности всего северо-западного региона обслуживаются Санкт-Петербургом. Отсюда поддельные товары перебрасываются в центральную Россию, Скандинавские страны и Западную Европу. Кокаин из Южной Америки идет в Северную Европу и страны Балтии. Прибалтийская финансовая инфраструктура используется для отмывания незаконных денег и т.д. В этом плане доклад во всех отношениях может служить отличным учебным пособием.

Особое внимание в нем уделяется также современным формам киберпреступности и отмывания денег, нажитых незаконным путем. О борьбе с организованной преступностью ничего не говорится. Этому посвящены другие документы и, прежде всего, Стратегия внутренней безопасности ЕС*3.

© Татьяна ЭНТИНА

 

*1 The State of Internal Security in the EU. A Joint Report by EUROPOL, EUROJUST, and FRONTEX. – Brussels, 2011.

*2 Europol's Organised Crime Threat Assessment (OCTA) and Terrorism Situation and Trend Report (TE-SAT), and FRONTEX's Annual Risk Analysis (ARA).

*3 Одобренная Европейским Советом 25 марта 2010 года – док. 5842/2/10.

№2(52), 2011

№2(52), 2011