Главная > Дневник событий > Политика > «Большое общество» Дэвида Камерона: облако в штанах

«Большое общество» Дэвида Камерона: облако в штанах

image_pdfimage_print

Прекраснодушная мечта британского премьер-министра Дэвида Камерона осчастливить народ скромным по размерам и не требующим серьезной финансовой подпитки правительством начала претворяться в жизнь. Однако особой радости у верноподданных не замечено. Причина в том, что предлагается не рубить сухие ветки, не имеющие уже оправдания своему существованию, а заставить все еще плодоносящие части дерева самим, без помощи садовника, искать живительные ключи на давно пересохшей почве.

Предложенная метафора объясняется следующим образом. Премьер Камерон задумал сэкономить не менее 131 миллиарда долларов за четыре года. С этой целью запустил перестройку гордости нации – Национальной системы здравоохранения, взялся решительно перекраивать систему социального обеспечения, а также начал напористо продвигать в массы идею, что многие государственные институты – от школ до госпиталей – должны функционировать на рыночных принципах.

На словах все предложения Камерона звучали почти в рифму и попадали в стихотворный размер: на место «Большого правительства» (Big Government), чем пугали впечатлительных граждан от Лондона до Эдинбурга на протяжении многих десятилетий, должно прийти Большое Общество (Big Society). В этом случае, по замыслу Камерона, партнерские союзы между государственным и частными секторами, благотворительные фонды и организации ответственных граждан на местах будут решать больше, чем правительство и все его ведомства.

Правительство основало Банк Большое Общество с активами в 322 миллиона долларов. Меценаты и благотворители, так задумано, могут обратиться в банк за займами – но по рыночным ставкам.

«Это моя абсолютная страсть», – декларировал Камерон, обещая, что всю отведенную ему пятилетку на Даунинг-стрит, 10 он, как премьер, будет неустанно строить Большое Общество, сообщает «Нью-Йорк таймс». На деле стройка началась с тотальной расчистки стройплощадки, и тогда во все стороны полетели щепки. Наиболее драматическая ситуация сложилась в Ливерпуле, где в местном совете оказалось полно энтузиастов, поддержавших лидера тори в праведном крестовом походе против бюрократии. Оказалось, что укрощение бюрократии ведется путем сокращения дотаций центрального правительства местным органам власти, и это помешает Ливерпулю выполнить свой долг перед жителями.

Проблема в том, что общественные организации, занимающиеся благотворительностью, существуют не только и не столько за счет пожертвований частных лиц, а благодаря субсидиям от государства. Сейчас кабинет Камерона перестает выдавать субсидии. Пол Брант, зампредседателя горсовета Ливерпуля, не видит причин в скупости Лондона, поскольку они исправно выполняют условия режима экономии: за три года удалость сберечь 113 миллионов долларов. В бюджете Ливерпуля на цели благотворительности выделяли по 60 миллионов – в этом году урежут до 31 миллиона. «Причина, – объясняет Брант, – у нас нет денег».

В свою очередь, руководитель крупнейшей в городе благотворительной организации (Liverpool Charity and Voluntary Services) Алан Льюис видит опасную тенденцию: правительство Камерона (читай – государство) начинает отказываться от свой доли социальной ответственности перед гражданами. Алан Льюис выразился метафорично: «Это как если бы вы плыли в спасательной лодке после кораблекрушения, и один из пассажиров упал за борт, а вы бы ему предложили: плывите рядом, а пока плывёте, попробуйте построить свою собственную спасательную лодку». У Алана Льюиса есть основание язвить: из 2,6 миллиона долларов, составляющих их бюджет, они теперь недосчитаются 1,74 миллиона.

Как выходить из положения? Правильно: сокращать штаты. От 59 сотрудников отнимут 34. «Их всех предупредили о грядущем увольнении, – делится Алан Льюис. – Да что там говорить, меня самого сокращают».

Плохо и то, жалуется Пол Брант, что кабинет Камерона спешит и намерен сэкономить уже в первый год из четырех лет, на протяжении которых предполагалось ужимать бюджеты. Как следствие, объясняет Брант, горсовет Ливерпуля уменьшает дотации библиотекам и плавательным бассейнам, сокращает программы по воспитанию трудных подростков, урезает содержание домов для бомжей и центров по поддержке инвалидов.

Еще один неожиданный аспект: лишаются субвенций именно те города, где у власти оппозиция, то есть лейбористы. Словом, и здесь не обошлось без большой политики. А потому, как пишет «Нью-Йорк таймс», Ливерпуль так же быстро, как выступил поборником «Большого Общества», отступил назад.

Владимир МИХЕЕВ

№3(53), 2011

№3(53), 2011