Главная > Дневник событий > Политика > Контуры нового стратегического партнерства между ЕС и США

Контуры нового стратегического партнерства между ЕС и США

image_pdfimage_print
О «перезагрузке» глобальной системы международных отношений и новом «окне возможностей», появившемся после победы на президентских выборах в Соединенных Штатах Барака Обамы, не пишет и не говорит сейчас только ленивый. Вполне естественно, что переналадка отношений с США оказалась в центре внимания и Европарламента. В марте он провел обстоятельные дебаты по этому вопросу. В основу дискуссии были положены соображения, обкатанные Комитетом по иностранным делам Европарламента при обсуждении доклада, который подготовил по его поручению испанский депутат Франсиско Хосе Милан Мон.

В настоящее время характер отношений между ЕС и США определяется Новой трансатлантической повесткой дня, принятой аж в 1999 году. Европарламент считает, что её пора заменить новым соглашением о трансатлантическом сотрудничестве. Оно послужило бы оптимальным инструментом укрепления союзнических связей между Брюсселем и Вашингтоном.

В будущем соглашении или в каком-то ином обязывающем документе, по его мнению, следовало бы закрепить создание новой институциональной архитектуры отношений между ЕС и США. Такая архитектура должна отвечать главному императиву – особой близости между ЕС и США, которых европарламентарии называют «самым важным стратегическим партнером» Европейского Союза.

Ключевым органом новой институциональной архитектуры, по замыслу Европарламента, должен стать Трансатлантический политический совет. На него предлагается возложить основную ответственность за координацию внешней политики и политики безопасности и наделить его необходимыми для этого полномочиями. Его могли бы возглавить Высокий представитель по общей внешней политике и политике безопасности и/или заместитель председателя Европейской Комиссии, со стороны ЕС, и Государственный секретарь – со стороны США. Предполагается, что «Политсовет» будет собираться для проведения консультаций не реже одного раза в квартал.

Большие надежды Европарламент возлагает на Трансатлантический экономический совет. Он призван сыграть ключевую роль в преодолении препятствий, пока еще остающихся на пути формирования к 2015 году трансатлантического рынка. Построение такого рынка видится как приоритетный внешний интеграционный проект Европейского Союза в общем контексте глобальной экономики. «Экономсовет», как ожидается, будет иметь возрастающее значение для согласования макроэкономической политики по обе стороны атлантического океана и улучшения координации между валютно-финансовыми институтами ЕС и США. От Европейской Комиссии европарламентарии ждут четко расписанной дорожной карты продвижения к трансатлантическому рынку.

Естественно, что наибольшее внимание Европарламент уделил активизации межпарламентских связей. Эту задачу призвано решить создание Смешанной парламентской комиссии. Она заменит нынешний трансатлантический межпарламентский диалог. В состав Комиссии войдут евродепутаты и конгрессмены. Они будут собираться на заседания два раза в год отнюдь не ради галочки. Комиссия мыслится как орган, уполномоченный передавать на рассмотрение обоих Советов свои предложения и рекомендации. Сопредседатели Комиссии будут приглашаться на их регулярные заседания. Члены Советов будут заслушиваться Комиссией. В принципе, Европарламент хотел бы превратить её в одно из влиятельнейших звеньев стратегической поддержки трансатлантического партнерства.

Наряду со стратегическими и институциональными вопросами Европарламент также сформулировал конкретные предложения по целому ряду «прикладных» проблем. В частности, от США ждут закрытия секретных тюрем ЦРУ и ратификации Римского статута Международного уголовного суда. Упоминает Европарламент и взаимодействие с Российской Федерацией. Как он считает, сотрудничество в треугольнике ЕС-США-Россия логично и необходимо. Оно поможет, в том числе, в решении задач разоружения и нераспространения ОМП.

Хотя идеи Европарламента затрагивают сотрудничество только и исключительно с США, в них, видимо, можно отыскать и что-то полезное для отношений между Россией и ЕС. Это касается, прежде всего, предложений по институциональным вопросам. Важно было бы посмотреть, в какой степени они могут быть использованы в работе над будущим соглашением о стратегическом партнерстве между Россией и ЕС.

© Татьяна ЭНТИНА

№3(31), 2009