Главная > Дневник событий > Политика > Арктический вектор Европейского Союза

Арктический вектор Европейского Союза

image_pdfimage_print

Обрисовал его исполнительный орган

В ноябре Европейская Комиссия обнародовала документ, в котором впервые в истории единой Европы описываются ее подходы к использованию богатств Страны полуночного солнца, как иногда называют Арктику.

Три основных раздела этого документа таковы: защита окружающей среды Арктики и обеспечение интересов ее коренных народов; устойчивая эксплуатация природных ресурсов региона; улучшение многостороннего сотрудничества в нем.

Что ж, если называть вещи своими именами, то речь идет о том, как Брюссель представляет себе перспективы индустриализации Арктики и ведения в ней хозяйственной деятельности – значительно более активной, чем ныне. Чтобы полнее понять, о чем идет речь, укажем, что согласно геологическим исследованиям, проведенным США, в недрах Арктики содержится до 22% еще не открытых извлекаемых ресурсов, куда входит 30% мировых запасов природного газа и 13% нефти. А ведь есть еще и другие полезные ископаемые, и огромные запасы рыбы и других обитателей студеных вод. Словом – нераспечатанная кладовая, да и только.

Собственно, эксплуатация полярных сокровищниц, находящихся под национальной юрисдикцией, началась отнюдь не вчера. Но дело в том, что многие юридические вопросы относительно ничейных территорий пока не решены. Приполярные страны объединились в Арктический совет, куда входят Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Швеция, Норвегия, Россия и США. Три из них входят еще и в ЕС, и это стало основанием для того, чтобы Брюссель решил получить в Совете статус наблюдателя.

В мае этого года пять государств Северного ледовитого океана – Россия, Канада, США, Норвегия и Дания приняли декларацию, в которой поддержали применение ныне действующей в регионе законодательной базы – Конвенции ООН по морскому праву. США в ней не участвуют, а Европейский Парламент, где представлены все 27 стран ЕС, в том числе и те, которые, как говорится, никаким боком не имеют отношения к региону, в октябре этого года высказался за начало переговоров, в результате которых был бы принят специальный Арктический договор. Хотя в резолюции парламента также говорится о возможности хозяйственного использования Арктики, экологи явно хотели бы видеть новый документ зеркальным отражением Антарктического договора, превратившего окрестности Южного полюса в научный заповедник, запретившего там всякую военную деятельность и исключившего возможность предъявления любых территориальных претензий.

Правда, надо заметить, что Европейская Комиссия этих требований не поддерживает, а куратор европейского рыболовного хозяйства Джо Борг категорично заявил, что разделяет позицию арктических государств, не считающих отдельный договор или хартию шагом вперед по сравнению с существующими установлениями. А Америке этот член Европейской Комиссии посоветовал как можно скорее подписать конвенцию ООН по морскому праву.

А как же увязать эксплуатацию северных богатств и сохранение хрупкой экосистемы Арктики? Ведь ученые не зря предостерегают: неуправляемая эксплуатация этих запасов может нарушить равновесие в регионе, в котором температура воздуха растет вдвое быстрее, чем в среднем в мире и быстро тают полярные льды.

«Арктика – важный и ранимый компонент экосистемы Земли. Воздействие изменения климата здесь ощущается сильнее, чем в любом другом регионе мира» – утверждает Бенита Ферреро-Вальднер, куратор внешней политики Европейского Союза. Однако она не считает все это основанием для того, чтобы отказаться от соблазна воспользоваться ресурсами Арктики в общих интересах. Стоит отметить также, что в документе говорится о сотрудничестве Европейской Комиссии с Европейским космическим агентством, результатом чего должен стать запуск спутника, который будет курсировать по полярной орбите. Считается, что таким образом будет обеспечено более эффективное наблюдение за морским судоходством и рыболовством.

Андрей ГОРЮХИН

№11(27), 2008

№11(27), 2008