Главная > Дневник событий > Политика > ЕС ищет способ унять боль Сербии от потери Косово

ЕС ищет способ унять боль Сербии от потери Косово

image_pdfimage_print

Внеочередные выборы в сербский парламент, ставшие неизбежными после отставки кабинета Воислава Коштуницы, вносят неопределенность во взаимоотношения этой балканской страны с Европейским Союзом.

Проевропейски настроенная часть политэлиты, к которой относится и президент Борис Тадич, верит, что наилучший способ отстаивать национальные интересы в отношении Косово – стать полноправным участником проекта «единая Европа». Евроскептики, а к ним относятся занявший второе место на президентских выборах второй человек в партии сербских радикалов Томислав Николич, а также экс-премьер Воислав Коштуница, напротив, считают, что Европа разрушает Сербию и ни о каком конструктивном диалоге с ЕС, а тем более о присоединении к Союзу, разговора идти не может. Если только Брюссель не согласится с тем, что Косово юридически остается неотъемлемой частью Сербии.

Конфликт в верхах достиг апогея 6 марта, когда правительство раскололось по поводу оценки внесенной в Скупщину резолюции о замораживании отношений с Евросоюзом из-за его поддержки албанских сепаратистов. Министр по делам Косово и Метохии Слободан Самарджич одобрил инициативу, исходившую от Демократической партии Сербии премьера Коштуницы. Но министр иностранных дел Вук Йеремич выступил против. При голосовании сторонники премьера остались в меньшинстве, чего и следовало ожидать: в кабинете министров большинство принадлежит Демократической партии Тадича, ориентирующейся на ЕС.

После чего Воислав Коштуница заявил: «Правительство, которое не проводит единую политику, больше не может функционировать. Мы должны вернуть мандат народу». И при этом добавил: «Все партии хотят, чтобы Сербия вступила в ЕС, вопрос – с Косово или без него».

Теперь все будет зависеть от исхода выборов, на которых все шансы набрать большинство голосов имеет Сербская радикальная партия (СРП). Ее позиция наиболее жесткая, что видно из заявления депутата парламента от СРП Деяна Мировича: «Мы предполагаем, что пытаться вступать в организацию, не признающую территориальную целостность Сербии и поддерживающую лжегосударство албанских сепаратистов, просто преступно».

В подвешенном состоянии оказалось «переходное» соглашение о свободной торговле и либерализации визового режима, о чем Совет ЕС принял решение еще 28 января, за несколько дней до второго тура президентских выборов, чтобы тем самым поддержать прозападного кандидата Бориса Тадича. Сейчас у него и его соратников сложное положение: они планировали провести выборы в Скупщину в период между сентябрем и декабрем, когда, по их расчетам, все негативные страсти вокруг суверенизации Косово должны были улечься. Досрочные выборы им совсем некстати.

Что будет делать Евросоюз? Пришло время проверить, может ли европейский паспорт заставить сербов забыть оскорбление, нанесенное косовской независимостью, размышляет политолог Висенте Паласио на страницах испанской газеты «Паис». В Париже, Берлине и Лондоне все ставки, как при игре в рулетку, сделаны всего на один номер, замечает эксперт, «но мы уже не раз видели, как за неимением выхода, позволяющего сохранить лицо, политики – а вслед за ними и народы – выбирали ад».

В ЕС вынуждены учитывать все последствия косовского сценария, в том числе и возможный «эффект домино». Как известно, проживающее в Румынии венгерское меньшинство (примерно 1,4 миллиона человек, или 7% населения страны) трепетно относятся к своей культурно-языковой автономии, но не возражали бы расширить ее рамки. Местные венгры не требуют отделения, но приветствовали бы формальный статус широкой автономии, который позволил бы им пользоваться родным языком без дискриминации в административных структурах, судах, школах и учреждениях здравоохранения. Вот что считает один из лидеров местной венгерской общины Бела Марко: европейские страны сами создали прецедент Косово, и «после этого уже нельзя уйти от ответственности, когда речь идет о неразрешенных этнических проблемах».

«Вот он, предсказанный эффект домино (а кто говорил, что его не будет?), – пишет Висенте Паласио. – Партия Коштуницы угрожает в случае, если ведущие страны ЕС не дадут задний ход по Косово, объединиться с «осью зла», образованной ультранационалистами из Радикальной партии Николича и дуэтом Путин-Медведев». Напомнив, что разрыв между европоцентристом Тадичем и патриотом Николичем составил всего 3%, политолог предсказывает, что в случае победы второго соглашения о сотрудничестве и стабилизации, предложенного Евросоюзом, заблокируют.

...Между тем Евросоюз внес коррективы в свою прежнюю позицию: в Брюсселе больше не настаивают на полной передаче полномочий от Миссии ООН в Косово гражданской миссии ЕС (EULEX). После обсуждения косовской проблематики на встрече глав МИД 27 стран-членов ЕС 10 марта принято решение сохранить, пусть и в урезанном формате, «голубые каски» ООН. Министр иностранных дел председательствующий в ЕС Словении Дмитрий Рупель заявил: «Самое важное, чтобы миссия ООН в Косово (миротворцы ООН) была размещена на границе Сербии и Косово».

Накануне провозглашения независимости Косово 17 февраля Евросоюз 16 февраля одобрил направление в этот край полицейско-административной миссии EULEX в составе около двух тысяч человек, в том числе полутора тысяч полицейских. Главой миссии ЕС в Косово назначен французский генерал Ив де Кермабон, а специальным представителем ЕС станет Питер Фейт. По замыслу, EULEX должна заменить миротворческие силы ООН (KFOR). На размещение миссии отведено 120 дней. В переходный период в Косово, который с 1999 года находится под управлением ООН, продолжит деятельность миссия этой организации – UNMIK.

Смена акцентов в позиции Евросоюза очевидна, поскольку в Сербии по вопросу об отделении сербского края Косово и Метохия нет единства ни в правительстве, ушедшем в отставку, ни в обществе. И непредсказуемо поведение сербов в северных районах Косово: они вполне могут потянуться к исторической родине, что означает новую перекройку границ. Для предотвращения такого сценария Брюссель, видимо, и хочет возложить ответственность за нерушимость границ на ООН.

Евросоюз будет демонстрировать сдержанность в отношении инцидентов, вызванных эмоциональной реакцией на утрату «исторической и духовной колыбели» сербской нации. Так считает, например, Димитрий Коченов, доктор европейского права, доцент Университета Гронингена (автор книги «EU Enlargement and the Failure of Conditionality», Kluwer Law International, 2008). В интервью Би-би-си Коченов высказал мнение: « Сравнительно сдержанная реакция ЕС в связи с недавними нападениями на иностранные посольства в Белграде показала, что последние события хотя и не улучшают отношения между Союзом и Сербией, но не могут их серьезно испортить. Сейчас Брюссель готов создать максимально благоприятные условия для поддержания демократических и экономических реформ».

Тем более что внутренние неурядицы могут подогреваться экономическими напастями: как пишет американский еженедельник «Тайм», Сербия уже столкнулась с резким спадом зарубежных инвестиций и ростом инфляции, причиной чего аналитики считают политическую нестабильность.

Как разъясняет доцент Димитрий Коченов, «отношения ЕС с Западными Балканами строятся на специальной правовой базе – т.н. процесс стабилизации и ассоциации (ПСА), который применяется ко всем западно-балканским странам в равной мере и подразумевает в средне- или долгосрочной перспективе их вступление в ЕС в качестве полноправных членов». Евросоюз понимает, что по следам нанесенной сербам, обладающим обостренной исторической памятью, психологической травмы наиболее разумно найти способ сгладить боль Сербии от потери Косово. А это предполагает комплексную программу «адаптации» Сербии к новым реалиям.

Владимир МИХЕЕВ

№3(20), 2008

№3(20), 2008