Главная > Дневник событий > Право > Страсбург приступает к рассмотрению грузинских дел

Страсбург приступает к рассмотрению грузинских дел

image_pdfimage_print
Европейский Суд по правам человека приступил к рассмотрению жалоб жителей Южной Осетии против Грузии в связи с военными действиями, произошедшими в августе 2008 г.

Военное противостояние между Грузией, с одной стороны, и Россией и de facto республиками Южная Осетия и Абхазия – с другой стороны, в августе 2008 г. привело к огромным жертвам среди гражданского населения Южной Осетии и российских миротворцев и массовым разрушениям югоосетинских населенных пунктов.

Впоследствии жители Южной Осетии подали более 3300 жалоб в Европейский Суд по правам человека, в которых они просят признать нарушение их прав, гарантированных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, в связи с военными действиями грузинских властей на территории Южной Осетии.

14 января 2008 г. Палата Европейского Суда по правам человека приняла к рассмотрению 7 жалоб против Грузии, поданных шестью жителями Южной Осетии и одним военнослужащим миротворческого корпуса Вооруженных Сил России в Цхинвали: «Абаева против Грузии», «Бекоева против Грузии», «Богиев против Грузии», «Богушвили против Грузии», «Техова против Грузии», «Тедеев против Грузии», «Коновалов против Грузии».

Заявители ссылаются на статью 2 Конвенции (право на жизнь), статью 3 Конвенции (запрещение бесчеловечного или унижающего достоинство обращения), статью 8 Конвенции (право на уважение частной и семейной жизни), статью 13 Конвенции (право на эффективное средство правовой защиты) и статью 14 Конвенции (запрещение дискриминации), а также статью 1 Протокола №1 к Конвенции (защита собственности).

Палата Европейского Суда приняла решение о рассмотрении указанных жалоб в приоритетном порядке в соответствии с Правилом 41 Регламента Европейского Суда по правам человека, коммуницировав жалобы властям Грузии в соответствии с Правилом 54 Регламента (подпункт «б», параграф 2).

Российская Федерация по данным делам выступит в качестве третьей стороны.

В ближайшее время Европейский Суд по правам человека, также как и грузинские власти, ожидает серьезная и кропотливая работа, которая в первую очередь осложнена тем, что Суду предстоит определить, исчерпали ли заявители все внутригосударственной средства правовой защиты и были ли эти средства доступны для них в сложившихся обстоятельствах? Сложность исчерпания внутригосударственных средств правовой защиты состоит в том, что в результате военной агрессии Грузии в отношении Южной Осетии здания правоохранительных органов и судов были разрушены и заявители не имели возможности обратиться за защитой своих прав.

Однако Европейский Суд неоднократно указывал в своих постановлениях, что принцип необходимости исчерпания всех внутригосударственных средств правовой защиты, согласно пункту 1 статьи 35 Конвенции, обязывает заявителей использовать сначала средства правовой защиты, достаточные и доступные в национальной правовой системе, а также позволяющие получить компенсацию за обжалованные нарушения. Существование средств правовой защиты должно быть в достаточной степени определенным не только теоретически, но и практически, иначе они не будут доступными и эффективными. Пункт 1 статьи 35 Конвенции требует также, чтобы жалобы, которые предполагается в будущем подать в Европейский Суд, были заблаговременно переданы в надлежащие национальные органы и были рассмотрены ими по существу и в соответствии с формальными требованиями, установленными национальным законодательством. Но данное требование не распространяется на средства правовой защиты, являющиеся неадекватными или неэффективными (см. постановление Европейского Суда от 18 декабря 1996 г. по делу «Аксой против Турции» (Aksoy v. Turkey), Reports 1996-VI, p. 2275-76, §51-52; постановление Европейского Суда по делу «Акдивар и другие против Турции» (Akdivar and others v. Turkey), p.1210, §65-67).

Также Европейскому Суду предстоит выяснить, были ли действительно грузинскими властями допущены нарушения положений Конвенции, в частности было ли применение силы абсолютно необходимым и соразмерным в сложившихся обстоятельствах?

Кроме того, Суду предстоит принять решение о возможности вынесения пилотных постановлений в связи с наличием широко распространенного нарушения, которое в дальнейшем может обратиться в системную проблему для грузинских властей.

Учитывая массовый характер поданных в Европейский Суд жалоб в связи с предполагаемым нарушением прав человека на территории Южной Осетии, грузинские власти могут ожидать неблагоприятных последствий, схожих с теми, которые до сих пор испытывает на себе Россия в связи с нарушениями положений Конвенции на территории Чеченской Республики.

События, произошедшие на территории Южной Осетии в августе 2008 г. находятся на особом контроле у всех институтов Совета Европы. 28 января 2009 г. Парламентской Ассамблеей Совета Европы была принята Резолюция 1648 (2009) о гуманитарных последствиях войны между Грузией и Россией, разработаны Рекомендация 1857 (2009), а также Порядок имплементации указанной Резолюции.

В ней указано, что ситуация в Южной Осетии до сих пор остается напряженной. Парламентская Ассамблея Совета Европы отметила, что в юго-осетинском регионе отсутствуют механизмы защиты прав человека. Наблюдается недостаток еды, электричества и природного газа. Не хватает финансовой помощи. Низки доходы населения. Ситуация усугубляется тяжелыми зимними условиями.

Парламентская Ассамблея Совета Европы, в частности, призвала власти Грузии, России и de facto Южной Осетии и Абхазии к:

- уважению взятых на себя обязанностей в соответствии с Гаагской Конвенцией 1907 г., Женевской Конвенцией 1949 г. и протоколов к ней, и соблюдению Конвенции о защите прав человека и основных свобод;

- эффективному расследованию всех нарушений прав человека;

- обеспечению гражданского населения Южной Осетии всеми необходимыми ресурсами и компенсации вреда, причиненного здоровью и имуществу в результате военных действий.

Таким образом, основной задачей властей Российской Федерации и Грузии на ближайшее время являются скорейшая нормализация ситуации в юго-осетинском регионе и создание условий для восстановления демократических институтов и полного соблюдения прав человека.

Зоя КОКОРИНА

№2(30), 2009