Главная > Дневник событий > Право > Гаагский трибунал оправдал боевиков Армии освобождения Косова

Гаагский трибунал оправдал боевиков Армии освобождения Косова

image_pdfimage_print

Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) вынес оправдательный приговор организаторам межэтнических столкновений в Косове в 1998–1999 годах – Рамушу Харадинаю и Идризу Балаю.

В Белграде особое возмущение вызвал факт оправдания Рамуша Харадиная: он начинал как вышибала на дискотеке, затем превратился в одного из самых крупных полевых командиров Армии освобождения Косова (АОК), а потом в ореоле национального героя стал даже премьер-министром в крае. Харадиная обвиняют в организации пыток, изнасиловании мирных граждан, а также в соучастии в убийстве 67 сербов, к тому же свидетели утверждают, что он самолично отдал приказ ликвидировать более 260 человек.

Ряд источников со ссылкой на западные разведки утверждают, что Харадинай одно время контролировал контрабандные потоки оружия, золота, наркотиков, угнанных автомобилей, а потому имел полное право именоваться «крестным отцом» Косова. Обвинители МТБЮ требовали для Хардиная наказания в виде 25 лет тюремного заключения.

Не меньше резонанса произвело решение трибунала отпустить на свободу Идриза Балая, который возглавлял подразделение АОК «Черные орлы», прославившееся своей особой жестокостью. Боевики этого спецподразделения казнили сербов после того, как подвергали их пыткам, – найдено массовое захоронение в том месте, где, по показаниям свидетелей, косовары совершили свое преступление.

Во время слушаний приводилось и такое свидетельство: Идриз Балай лично присутствовал при пытках трех косовских цыган. Его подчиненные нанесли им глубокие порезы на шее, всыпали в раны соль и зашили. Затем связали их колючей проволокой. По ходу дела одному из цыган выбили глаз. После чего всех троих привязали к машине, волоком доставили к озеру и утопили…

По мнению ряда обозревателей, в тот переломный момент, в 1998-99 годах, в сербском крае Косово и Метохия были налицо все признаки этнической чистки – экстремисты из числа косовских албанцев убивали сербов, поджигали их жилища, взрывали и разоряли православные храмы.

Единственным, кого МТБЮ признал виновным, стал Лахи Брахимай, полевой командир АОК и начальник тюрьмы. Ему не удалось оспорить факты пыток, которым он и его надзиратели подвергали не только сербов, но и цыган и нелояльно настроенных к боевикам косовских албанцев.

Остальные полевые командиры АОК оправданы трибуналом за недостатком улик. Показательно, что когда председатель судебной палаты голландский судья Алфонс Ори оглашал приговор, он сделал одно символическое признание: «У палаты создалось сильное впечатление, что суд проходил в атмосфере, когда свидетели не чувствовали себя в безопасности».

Премьер-министр Сербии Воислав Коштуница заявил, что, «вынося такой приговор, Гаагский трибунал насмехается над правосудием и невинными жертвами Харадиная. МТБЮ совершил новое тяжкое преступление против сербов». Наблюдатели в этой связи приводят такую статистику: за все время существования Гаагского трибунала проведено 142 судебных процесса, причем 92 против сербов и только 8 против косовских албанцев. Между тем имеется достаточно свидетельств того, что в этом межэтническом конфликте зверства совершались с обеих сторон.

Бывший прокурор Гаагского трибунала Карла Дель Понте в вышедшей почти одновременно с этим оправдательным приговором автобиографической 400-страничной книге «Охота: я и военные преступники» представила лидеров независимого Косова в новом свете. Она приводит свидетельства того, что нынешний лидер Косова Хашим Тачи  зарабатывал на торговле изъятыми у похищенных сербов внутренними органами. Дель Понте утверждает: лидеры Армии освобождения Косова причастны, в частности, к похищению летом 1999 года в Косове 300 молодых сербов. Их вывезли в Албанию для изъятия внутренних органов. Причем, это был отлаженный и прибыльный бизнес.

Симо Спасич, председатель Союза семей, пропавших без вести, неоднократно встречался с Карлой Дель Понте, передавал ей доказательства похищения и уничтожения косовских сербов в концлагерях. В 2003 году прокурор побывала в местечке Бурел на севере Албании в доме, где были обнаружены следы крови и медицинское оборудование, использованное для изъятия органов. Контролировал этот бизнес лично Хашим Тачи, наживший таким способом миллионы долларов, утверждает белградская газета «Пресс». В сербской печати приводятся факты обращения в Гаагский трибунал разных общественных организаций, которые передавали прокурорам подробные карты захоронений и концлагерей на территории Косова и на севере Албании, а также свидетельские показания о пытках и уничтожения мирных жителей.

Флоранс Артман, помощница Карлы Дель Понте в ту пору, сейчас заявила, что миссия ООН в Косове (UNMIK), возглавляемая тогда нынешним министром иностранных дел Франции Бернаром Кушнером, препятствовала расследованию случаев пропажи и похищения людей в крае. Сама Карла Дель Понте в недавнем интервью итальянской газете «Стампа» призналась, что если бы о торговле донорскими органами косовскими албанцами стало широко известно, то ни о какой независимости Косова не могло быть и речи.

Владимир МИХЕЕВ

№4(21), 2008

№4(21), 2008