Главная > Тенденции & прогнозы > Комментарий > Что показал Европе греческий кризис

Что показал Европе греческий кризис

image_pdfimage_print
Неуклюжее разруливание Европейским Союзом кризиса, вызванного греческими долговыми проблемами, обнажило несколько болевых точек в этом объединении. Сами по себе они не новость, о них давно говорили и писали. Просто теперь стали очевидны их масштабы и, видимо, руководителям Союза и его стран придется ими заняться.

Во-первых, очень плохо отсутствие политического лидерства в ЕС. Сколько он существует, столько и рассуждают о размытости собственно европейских руководящих органов. Лиссабонский договор, на основании которого ныне действует ЕС, казалось бы, создал новые должности чиновников, призванных как раз решить проблему, однако на деле все запутал еще больше. Депутат Европейского Парламента Филипп Жювен (Франция) имел основания задавать риторические вопросы: «Где председатель Европейского Совета? Чем занимается председатель Европейской Комиссии? Кто пилотирует решение проблем, вызванных греческим кризисом? Или все ждут коллапса евро?»

Обычно сетовали также на недемократичность при выборе тех, кто будет занимать руководящие кресла в Союзе (они назначаются, а не избираются), на очень сложное разделение компетенций между брюссельскими начальниками и руководителями стран-участниц. Тем не менее, в прежние кризисные периоды всегда находились отдельные сильные политики, которые брали на себя бремя лидерства и, так или иначе, выравнивали положение.

Сейчас таких лидеров нет. Действующие лица оказались слишком замкнутыми в своих национальных интересах, не смогли подняться над ними, сформулировать общие цели и организовать работу во имя их достижения. Прежде всего, провалилась в этой роли Германия и ее канцлер Ангела Меркель, которая в последние месяцы не без успеха вела дело к тому, чтобы стать единоличным лидером в ставшем слишком размытом и аморфном ЕС. Более того, именно медлительность Берлина в налаживании помощи Афинам в конечном итоге обернулась разрастанием масштаба греческого изначально локального финансового пожара, который стал угрожать распространением не только на другие страны, но и на всю зону евро.

Во-вторых, стала очевидной слабость той модели управления зоной евро, которая была создана. Единая европейская валюта не опиралась на инструменты, которыми обычно располагают национальные денежные единицы. По сути, кроме Европейского центрального банка, ответственного только за контроль над инфляцией, ничего у евро не было. Валюта была единой для 16-ти стран, но у каждой из этих стран была своя экономическая, бюджетная и налоговая политики, у каждой были свои экономические возможности и задачи, свои механизмы управления. Конечно, установили некие общие критерии (так называемый Пакт стабильности), но им следовали только в благоприятные периоды, а нарушителей не очень-то могли наказать, особенно когда ими оказывались Германия или Франция.

Последствия греческого долгового кризиса показали, насколько неэффективна такая система в моменты форс-мажора, насколько она обостряет объективно складывающиеся сложности. В еврозоне не было предусмотрено ни механизма помощи партнерам, попавшим в сложное положение, ни денег на такую помощь – ничего. Невозможно даже провести девальвацию – традиционный маневр для страны в том положении, в котором оказалась Греция. А сама перспектива ее выхода из зоны евро несет с собой такие риски для единой европейской валюты, что об этом могут рассуждать разве что популисты из германской газеты «Бильд».

Теперь еврозона прижата к стенке. Зародыш фонда поддержки создан. Теперь ей придется вырабатывать систему гораздо более жесткой координации финансово-экономической политики стран-участниц. Увенчается ли успехом давний призыв Франции к формированию некоего европейского «экономического правительства» или Германия опять заблокирует эту идею? Можно ожидать, что эта тема выдвинется на первые места в дискуссиях внутри руководящих инстанций ЕС после того, как будет притушен греческий пожар. В любом случае, очевидно, что Союз просто обязан принимать серьезные решения о том, в каком именно направлении будет идти экономическая и финансовая интеграция. Евро остается одним из главных (если не главным) интеграционным достижением Брюсселя. Не факт, что это пойдет по пути именно большей интеграции, но нельзя быть «немножечко беременной».

В-третьих, все рассуждения о необходимости реформировать международную финансовую систему, сделать ее более разумной и прозрачной, ограничить ее возможности разрушать экономику своими спекулятивными действиями, так рассуждениями и остались. После того, как во второй половине 2008 года разразился глобальный финансово-экономический кризис, многократно усиленный несовершенством (мягко говоря) организации всемирных финансов, только о реформе этой сферы и говорили. Особенно активны были европейские лидеры, регулярно ставившие этот вопрос на различных уровнях. Оказалось, что никаких перемен не произошло и что финансовые спекулянты не просто участвовали в раздувании реальной греческой проблемы, но и очень хорошо на этом заработали.

Обратной стороной медали оказывается то, что не придумано, как можно помочь Греции (а потенциально и ряду других стран) с минимальными потерями преодолеть полосу трудностей. Модель, которая была избрана ЕС и МВФ, может на время успокоить финансовых спекулянтов, но не решить проблему. Поясню. Трудности Афин начались тогда, когда стали ясны масштабы государственной задолженности, для обслуживания которой у правительства могло просто не хватить своих денег. Партнеры по еврозоне и, прежде всего, Германия сразу не заявили о готовности помочь грекам. Сработавшие биржевые механизмы привели к тому, греческие государственные ценные бумаги пошли вниз, процентные ставки для Греции для новых займов пошли вверх. Без новых займов Афинам было не обойтись, поскольку своих финансовых ресурсов было недостаточно. Разрушительный механизм был раскручен.

В конечном итоге программу поддержки Греции ЕС и МВФ создали, выделяют деньги. В обмен от греков потребовали навести порядок в своем бюджетном и финансовом хозяйстве и начать жить по средствам. На практике это означает драконовское урезание расходов за счет сдерживания зарплат в госсекторе, пенсий, увеличения прямых и косвенных налогов и так далее. Спорить нечего: эти проблемы Греции было необходимо решить давно, еще на этапе подготовке к введению евро. Тогда партнеры, кстати говоря, на этом не настояли, а греки спустили дело на тормозах, подтасовав финансовую отчетность.

Но это дело прошлое. Сейчас получается, что вводимые правительством Греции меры жесткой экономии реально подорвут внутренний спрос, замедлят темпы выхода страны из глобального кризиса, увеличат безработицу и в конечном итоге ограничат финансовые возможности греческой казны по обслуживанию долга. Иными словами, все это грозит обернуться существенным замедлением преодоления спада (прогнозы уже это предвосхищают). Негативный цикл пойдет по кругу, как это испытывали на себе развивающиеся страны, пытавшиеся выйти из кризиса по таким рецептам, которые так любят МВФ и финансовые спекулянты.

Это прекрасно понимают рядовые греки, которые выходят на манифестации протеста, порой, протекающие бурно. В этом положении могут оказаться и другие европейские страны. Есть ли другой выход из финансового тупика? Пока это касалось далеких стран и непонятных народов, на прописываемые финансовые рецепты и последствия этого лечения можно было смотреть отстраненно, философски и даже абстрактно сочувствовать. Теперь беда пришла в европейский дом, в святая святых – зону евро. Придется искать новые пути или весь ЕС еще медленнее будет возвращаться к экономическому росту, терять все новые позиции в мировой экономической гонке.

Андрей СЕМИРЕНКО

№5(44), 2010