Главная > Тенденции & прогнозы > Комментарий > Наступил ли в СвДП час «Гвидозаката»?

Наступил ли в СвДП час «Гвидозаката»?

image_pdfimage_print

Над председателем германской партии свободных либералов сгущаются тучи

А как красиво все начиналось! После долгих лет прозябания в оппозиции германские свободные демократы показали на последних парламентских выборах такой результат, который позволил вспомнить об их лучших годах, когда итоги голосования за эту партию измерялись двузначными цифрами. О былом заставило вспомнить и то, что они опять смогли «как большие» войти в правящую коалицию с давними партнерами – христианскими демократами, а их лидер Гвидо Вестервелле получил пост вице-канцлера и министра иностранных дел – ну чем не Дитрих Геншер, доживший на посту главы германской дипломатии до дуайенского звания.

Но – рано пташечка запела… Дипломат из господина Вестервелле получился не особенно выразительный, а партия его по последним данным «Политбарометра» – регулярных социологических опросов, изучающих настроения электората, выглядит хуже некуда. И то, что старшему партнеру по коалиции после проваленных выборов в Северном Рейне – Вестфалии тоже досталось на орехи, не делает пощечину, полученную СвДП менее звучной. Тем более, что в зеркале «Политбарометра» ХДС/ХСС потерявшая те же 3%, что и свободные демократы, выглядит все же привлекательнее. Она лишилась хотя и весомой, но не критической величины, оставшись на уровне в 38%. А СвДП-то провалилась наполовину, продемонстрировав жалкие 3%! В реальной кампании цифры были бы, кончено, выше, но шанс не дотянуть до нужной планки выглядит угрожающе реальным.

Индекс личной популярности, измеряемый по шкале от плюс пяти до минус пяти, у Гвидо Вестервелле тоже обрушился с 2,4 до 1,3. Как говорится, есть повод всерьез задуматься…

Чем же недовольны сторонники СвДП? Ответить на это вопрос весьма легко: «желтые» отказываются от своих предвыборных обещаний и стремительно теряют политическое лицо. Где былые посулы снижения налогов? Забыты, даже и след простыл. От борьбы против введения налога на транзакции на финансовом рынке тоже пришлось отступить, хотя, тут свободным демократам надо отдать должное, не сразу, а после некоторого сопротивления воле старшего партнера.

Начали вырисовываться и направления внешнеполитического отступления. Ведь в коалиционном договоре под давлением СвДП было недвусмысленно указано, что участие Германии в миротворческих силах в Ливане «постепенно будет сокращаться с перспективой его полного прекращения». В декабре фракция «желтых» в бундестаге, после некоторых колебаний, скрепя сердце все же согласилась продлить мандат германских морпехов до 30 июня.

В канун очередного обсуждения этого вопроса и Бейрут, и Тель-Авив недвусмысленно дали понять, что они хотят оставить у себя германских военных. Очень маловероятно, что Вестервелле сумеет противостоять согласованному давлению этих государств. Тем более что министр обороны Карл-Теодор цу Гутенберг, между прочим, возглавляющий список самых популярных политиков ФРГ, не очень-то скрывает желание оставить своих подчиненных на Ближнем Востоке: дескать, очень уж просят об этом Ливан и Израиль. Да и в самом МИДе карьерные дипломаты, в отличие от политического назначенца Вестервелле, вынужденного проводить линию партии, тоже придерживаются мнения, что оставаться нужно.

И это при том, что германские газеты без всякого стеснения пишут: контрабанда оружия для «Хезболллы», которой при немецком участии должны препятствовать морские силы ООН, распрекрасно продолжается посуху – через сирийскую границу. Что и говорить, не позавидуешь капитану германской дипломатии: куда ни кинь – все клин.

Вот почему в СвДП и поднялась серьезная буча, которую начали молодые парламентарии, недовольные тем, что верхушка партии одно за другим нарушает свои предвыборные обещания. Наблюдатели считают, что у них есть большие опасения утратить свои места в результате следующих выборов.

А ведь госпожа канцлер не ограничилась только теми шагами, о которых сказано выше. Она хочет того, чтобы была повышена сумма страховки на случай безработицы (газеты уже назвали это фактическим налогом на труд), возможно и новое повышение налога на добавленную стоимость. И свободным демократам не останется ничего, кроме того, чтобы штемпелевать эти решения, поскольку альтернатива – распад коалиции и уход в оппозицию на очень скверных стартовых условиях. Кроме того, из предложенного проекта реформы здравоохранения, созданного группой руководимой «надеждой партии» – Филиппом Рёслером – фрау Меркель удалось выхолостить суть, опять оставив СвДП с пустыми руками и в довольно неприглядном виде.

«Вестервелле больше не понимает, что происходит в этом мире. Сконцентрировавшись на единственной теме – справедливом налогообложении – он выигрывал одни выборы за другими. В правительстве для него настало время платить по закладным.

На предвыборных встречах он срывал аплодисменты, когда обвинял ФРГ в том, что она охвачена «декадансом времен конца римской империи», в правительстве это обвинение уже относится к нему самому. Таков опыт, который приобретают все популисты, когда им приходится брать на себя управление. Одной темы недостаточно. И особенно ее недостаточно тогда, когда «она становится первой, от которой приходится отказаться», – резюмирует берлинская «Вельт».

Да тут еще к бунту партийной молодежи, требующей для партии «новой повестки дня», присоединились две матерые дамы – глава баварской земельной организации и министр юстиции Сабине Лойтхойзер-Шнарренбергер и, что самое опасное, лидер парламентской фракции Бригитте Хомбургер. Есть предположения, свидетельствующие о том, что повестка партии может быть настолько «новой», что для ее реализации «устареет» сам Вестервелле.

То, что Лойтхойзер-Шнарренбергер призывает партию «выйти из изоляции», поскольку «либеральные ценности особенно востребованы в пятипартийной системе», вполне понятно: нелегко переносить политические унижения, оставаясь в положении полубесправного младшего партнера. Вот она и напоминает, что правительство в Германии сейчас может быть не только «черно-желтым» (ХДС/ХСС – СвДП), но и скомпонованным в цветах ямайского флага (ХДС/ХСС, «зеленые» и СвДП), а то и вовсе «светофорным» (СДПГ – СвДП – «зеленые»).

Но это все пока теория. А к разряду практики относится то, что в начале июня требования молодых парламентариев от СвДП (к ним принадлежат все, кто не дожил еще до сорока лет), будут обсуждаться на заседании фракции. В их числе есть и требование о запрещении совмещения постов министра и председателя партии. Не надо быть особенно искушенным во внутрипартийных тонкостях, чтобы понять, на кого нацелен этот удар. Циркулирует и слух о том, что СвДП готова отказаться от зарезервированного за ней поста министра иностранных дел в пользу министра финансов. Причем, Вестервелле даже не называют в числе возможных кандидатов на пост главного казначея страны.

Брожение во фракции не могло не затронуть земельные организации СвДП: повсюду начались поиски ответа на животрепещущий вопрос – «кто виноват?». Бывший глава свободных демократов Вольфганг Герхард ткнул пальцем своего преемника, полуриторически вопросив «где же внешнеполитические успехи либералов?». Член правления партии Вольфганг Кубицки дисциплинированно встал на сторону действующего руководителя: «Проблема СвДП носит имя Бригитте Хомбургер, руководителя нашей фракции в бундестаге». Глава «Молодых либералов» Лассе Беккер потребовал отправить в отставку с постов вице-председателей партии министра экономики Райнера Брюдерле и статс-секретаря МИДа Корнелию Пипер. В берлинской организации СвДП настаивают на проведении тщательного разбирательства и организационных выводах. Столичные либералы призывают не загонять ситуацию вглубь, ибо потом это кончится печально. На последнем съезде СвДП за две недели до голосования в Северном Рейне – Вестфалии руководство тоже каялось в совершенных ошибках, да жаль поздно: выборы были безнадежно продуты.

Что же касается судьбы самого Вестервелле, пока ее предсказать трудно, ведь в июле дело все же может повернуться и так, что бунтовщикам дадут окорот, и все пойдет по накатанному пути. Но германские журналисты, близко стоящие к партийной кухне СвДП, определенно ощущают запахи, которые свидетельствуют о начале процесса, названного ими «Гвидозакатом».

Андрей ГОРЮХИН

№5(44), 2010