Главная > Тенденции & прогнозы > Комментарий > Евро: греческое испытание на прочность

Евро: греческое испытание на прочность

image_pdfimage_print
Впервые единая европейская валюта проходит такое испытание на прочность, связанное с риском дефолта одной из стран-участниц – Греции. До сих пор евро сталкивался с рисками, родившимися за пределами действия его зоны – будь то последствия терактов в США 11 сентября 2001 года или кризисы, связанные с лопнувшими пузырями «интернет-экономики» или рынка недвижимости. Но тогда негативный импульс приходил из США. А сейчас проблемы порождены событиями внутри самой еврозоны.

Действительно, государственный долг Греции, по прогнозам Европейской Комиссии, должен достичь в 2010 году 124,9% ВВП (при норме для стран еврозоны в 60%), бюджетный дефицит – 12,7% (при норме 3%). Новое правительство страны социалиста Георгия Папандреу, пришедшее к власти по итогам выборов в октябре 2009 года, пообещало принять решительные меры и нормализовать положение в государственных финансах к… 2013 году. Оно одобрило для этого драконовский государственный бюджет на текущий год. Однако больших возможностей для маневра у кабинета нет.

Классических рецептов для действий в подобной ситуации у стран два: действовать в области валютной политики (печатать деньги для финансирования дефицита и девальвировать национальную валюту для стимулирования конкурентоспособности экономики) и в области бюджетной политики (сокращать расходы и увеличивать доходы). Сейчас Греция, входящая в зону евро, первым инструментом воспользоваться не может: валютную политику еврозоны определяет Европейский центральный банк во Франкфурте. Остается только второе, что Афины и собираются делать. Правительство намерено сдерживать расходы, в том числе заработные платы госслужащим, неэффективное расходование денег в госсекторе, и одновременно увеличивать доходы казны за счет борьбы с коррупцией, уклонением от уплаты налогов, введения налогов на бонусы руководителей финансового сектора. Отдельным пунктом в повестке дня стоит необходимость реформирования национальной статистической службы, данным которой давно не доверяют ни в стране, ни в руководящих органах ЕС.

Есть ли у греческого правительства возможность провести этот курс? Многие сомневаются. Социальная напряженность в стране возрастает, а вместе с ней угроза забастовок и движений протеста. Есть данные, согласно которым, опасаясь ограничений на доходы банкиров и предпринимателей, в последние два месяца 2009 года на более надежные счета на Кипре ими были переведены из Греции до 5 миллиардов евро. На каких условиях сможет правительство занимать деньги для покрытия бюджетного дефицита? В некоторых влиятельных столицах зоны евро звучат (пока в прессе, а не в устах политиков) рассуждения о том, что Греции дешевле выйти из системы единой валюты, чем оставаться в ней. На берегах Сены и Шпрее в эти дни вспоминают, как десятилетие назад, перед переходом на евро, высказывались сомнения в готовности Греции присоединиться к нему без проведения структурных реформ. За эти годы, мол, реформы сделаны не были, и теперь вся зона евро сталкивается с проблемами…

Конечно, вспоминать это можно, но после драки кулаками не машут. Слишком часто в Брюсселе принимают ключевые решения, исходя из политической целесообразности, а не из здравого смысла или суровых экономических нормативов. Достаточно, например, вспомнить прием в ЕС явно неготовых к этому Болгарии и Румынии.

Однако исходить надо не из благих пожеланий, а из имеющихся реалий. В данном случае обострение греческих финансовых проблем ударит по всей зоне евро. Формально ЕЦБ или Комиссия не имеют полномочий помогать стране-участнице, попадающей в ситуацию дефолта. На практике же трудно представить себе, чтобы партнеры Греции по евро сидели сложа руки в такой ситуации. Это и станет первым реальным испытанием на прочность всей еврозоны. Возможно, одним из результатов нынешнего кризиса станет предоставление ЕЦБ или иным механизмам ЕС реальных рычагов для обеспечения проведения странами-участницами такой финансовой политики, которая позволяла бы выдерживать критерии и нормы, установленные для зоны евро. До сих пор этого не было.

И последнее. Греция по состоянию на данный момент находится в наиболее сложном финансовом положении из всех стран еврозоны. Но она отнюдь не одинока в этом. Угрожающая ситуация сложилась в Ирландии и Португалии. Скоро к этой группе может присоединиться один из европейских тяжеловесов – Испания. Эту группу уже прозвали ПИГС (по английской аббревиатуре). Входящие в нее страны финансисты считают рискованными. А международные рейтинговые агентства, которые прозевали финансовый кризис в США, начавшийся на рынке кредитования недвижимости, уже дуют на воду. Они высказывают опасения относительно перспектив одного из финансовых центров не только Европы, но и мира – Великобритании (правда, эта страна не перешла на евро). Так что ставки в этой игре очень велики.

Андрей СЕМИРЕНКО

№1(40), 2010