Процесс пошел

image_pdfimage_print

Брюссель и Москва ведут диалог о новом базовом соглашении

Переговоры о заключении нового соглашения о сотрудничестве между Европейским Союзом и Россией «идут ни шатко, ни валко, и могут потребовать немало времени», признался в Брюсселе журналистам высокопоставленный западноевропейский дипломат. Его слова контрастируют с мнением министра иностранных дел Франции Бернара Кушнера, который ранее выражал надежду, что договоренность будет достигнута уже к началу следующего года. Таким образом, глава французского МИДа обозначил тогда одну из главных задач председательства Парижа в ЕС с 1 июля по 31 декабря текущего года.

Неудивительно, что обсуждение стратегических отношений между «двадцатью семью» и Россией идет трудно: слишком много проблем накопилось с 1997 года, когда вступило в силу подписанное в 1994 году Москвой и Брюсселем Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС). За минувшее десятилетие произошли разительные перемены и в ЕС, и в России. Союз резко расширился и получил общую границу с РФ, однако включение новых стран ему далось нелегко, что подтвердил провал одобрения единой европейской конституции во Франции и Нидерландах в 2005 году, а заменившего ее документа – в этом году, теперь уже в Ирландии. Россия, напротив, из страны, остро нуждавшейся в финансово-экономической помощи извне и имевшей размытую внешнюю политику, обрела за эти годы быстро растущую экономику (прежде всего – энергетику) и заговорила уверенным голосом на международной арене. Поэтому обеим сторонам, которые, естественно, отстаивают свои интересы, необходимо определиться с основными составляющими партнерства на современном этапе. Это не так просто сделать хотя бы потому, что характер двусторонних связей с Россией, как и подход к ним, внутри европейского объединения весьма неоднороден: достаточно сравнить, например, российско-германские и российско-польские отношения.

Исходя из всего этого, вряд ли следует спешить с принятием столь важного международного документа, рассчитанного на значительный период времени. Иначе новый договор может стать всего лишь улучшенной версией СПС, срок действия которого истек еще в ноябре 2007 года, но это мало у кого вызвало сожаление.

Обе стороны отмечают необходимость заключения более всеобъемлющего и долгосрочного базового договора, чем СПС, которое по разным причинам не оправдало возлагавшихся на него больших надежд. Новый документ должен устанавливать институциональные и юридические рамки двусторонних отношений, с учетом их огромного взаимного торгово-экономического и политического значения. Ожидается, что планируемое вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) откроет новые перспективы для расширяющихся российско-европейских связей. Но главное – договор впервые должен обозначить стратегические цели этих отношений.

Руководство ЕС важнейшее значение придает вопросам энергетики, что объясняется неуклонным ростом цен на нефть и природный газ, а также исчерпанием месторождений в Северном море и увеличивающимися потребностями. Страны Союза – крупнейший импортер российских энергоресурсов, поэтому зависимость в этой сфере взаимная, как у любого продавца и покупателя. Однако во многих европейских столицах, особенно «молодых участниц» ЕС, нарастает опасение «чрезмерной зависимости» от России в области энергетики. Но выбор на рынке не слишком велик, поэтому им приходится сталкиваться с нелегкой дилеммой.

Сейчас в Брюсселе и Москве определенные надежды возлагают на председательство Франции в ЕС. Новый президент Никола Саркози придает ему очень важное значение, и, видимо, стремится в шестимесячный период набрать максимальное количество очков во внешней политике. В России тоже сменился лидер, что позволяет возобновить диалог как бы с чистого листа…

В любом случае, будущий договор после подписания должен пройти ратификацию парламентами России, ЕС и всеми его странами-участницами. А это тоже потребует и усилий, и времени.

Игорь ЧЕРНЫШЕВ

№7(24), 2008

№7(24), 2008