Главная > Тенденции & прогнозы > Комментарий > Трещины во франко-германской оси

Трещины во франко-германской оси

image_pdfimage_print

На протяжении полувека существования Европейского Союза Франция и Германия задавали тон в этом объединении, определяли его приоритеты и векторы развития. После последней волны расширения, которая с 2004 года отмечает приток более бедных и закомплексованных восточноевропейских государств, началось расшатывание франко-германской оси. Она стала теряться в разноголосице численно разросшегося ЕС, сочетающего на сегодняшний день слишком много разных, часто не согласующихся интересов.

Тем не менее, когда Германия и Франция дружно работают тандемом, они могут сметать преграды, кажущиеся непреодолимыми. Так получилось в 2007 году, когда руководство этих двух стран буквально продавило через партнеров Лиссабонский договор, который призван реформировать ЕС и заменить собой так и не утвержденную европейскую конституцию.

Однако после избрания в мае прошлого года президентом Франции Никола Саркози обычная во франко-германской паре притирка друг к другу новых лидеров весьма затянулась. В других европейских столицах стали говорить о расстройстве альянса Париж – Берлин. В начале 2008 года эти рассуждения попали на полосы газет и журналов.

Последней каплей стал перенос франко-германской встречи на высшем уровне с марта на июнь и отказ от рутинной встречи министров экономики и финансов двух стран. Эта последняя история вызвала особое раздражение немцев: в качестве повода французская сторона сослалась на необходимость для госпожи министра Кристины Лагард сопровождать президента в протокольном посещении новых объектов в сельской местности!

«Можно поинтересоваться, не считают ли факультативными французские руководители переговоры с германскими коллегами», – иронизировала газета «Франкфуртер альгемайне цайтунг». По ее сведениям, этот демарш Парижа был вызван тем, что германский министр Пер Штайнбрюк позволил себе возразить президенту Франции на одной из встреч в рамках ЕС по финансовым вопросам: «Саркози, который с некоторой грубостью обходится со спорщиками, конечно же, не забыл эту историю».

Возможно, личный фактор сыграл какую-то роль. Объективно между двумя странами накопилось много разногласий по важным для обеих сторон проблемам. Немцы не прощали Н. Саркози его выпадов против независимого от правительств стран зоны евро Европейского центрального банка и его курса на поддержание стабильности единой валюты, на приоритетную борьбу с ускоряющимися темпами инфляции. Глава Елисейского дворца выступал, напротив, за более мягкую финансовую политику, которая позволила бы монетарными методами стимулировать слабо растущую экономику ЕС.

Со своей стороны, французов раздосадовало нежелание Германии поддержать любимую европейскую идею президента – создание Средиземноморского Союза или, как его называют теперь, Союза для Средиземноморья. Берлин и канцлер Ангела Меркель усмотрели в этой инициативе, во-первых, создание сепаратной структуры, касающейся только некоторых стран ЕС, и, следовательно, своего рода раскол организации, во-вторых, угрозу некоего разделения зон ответственности – Германии отводился Восток, а Франции – Юг.

Эти две страны не могут позволить себе не ладить друг с другом: если их дуэт уже плохо слышен в ЕС, то соло вообще утонет в брюссельской разноголосице. Поэтому они приняли необходимые меры.

Вместо перенесенной полноценной встречи на высшем уровне А. Меркель и Н. Саркози поужинали в начале марта в Ганновере по случаю открытия крупнейшей в мире электронной ярмарки – ЦЕБИТ. После беседы оба лидера делали гладкие заявления о том, что им удалось договориться по спорным вопросам, по которым выступят с совместными инициативами в ЕС.

Это касалось в первую очередь Союза для Средиземноморья, который будет теперь не отдельным проектом южных стран и Франции, а делом всего ЕС. Соответственно он попадает под правила ЕС, от чего хотели отойти французы. Особенно существенно то, что вместо предлагавшегося Парижем создания отдельного финансового института для обеспечения деньгами конкретных проектов финансирование будет определяться в Брюсселе. Пришлось отказаться и от ряда других основополагающих идей, в результате чего, язвили французские комментаторы, новое объединение будет напоминать неэффективный Барселонский процесс. Это испанское детище с 1995 года призвано регулировать сотрудничество стран ЕС с другими средиземноморскими государствами.

Послужат ли последние события восстановлению франко-германской гармонии? Парижская газета «Либерасьон» цитирует неназванного советника германского правительства: «Конечно, Никола Саркози должен смириться с тем, что с иностранными партнерами нельзя обращаться так, как с оппозицией в парламенте. Но Ангела Меркель умеет преодолевать такие вещи. В Берлине хотят верить, что президент еще находится на этапе учебы, что он сможет прислушаться к своим советникам и что поймет: надо больше учитывать разные позиции».

Андрей СЕМИРЕНКО

№3(20), 2008

№3(20), 2008