Главная > Тенденции & прогнозы > Комментарий > Настало время для новой политики?

Настало время для новой политики?

image_pdfimage_print

«Переговоры показали, что приспело время для нового, более тесного сотрудничества», – заявил по завершении визита в Астану Франк-Вальтер Штайнмайер, министр иностранных дел Германии, председательствующей в этом полугодии в Европейском Союзе. Причин оптимизма глава немецкой дипломатии не скрывал: «ЕС намерен диверсифицировать энергетическую политику». А, значит, пришло время всерьез развивать отношения со странами Средней Азии, где, по данным экспертов, сосредоточено до 5% мировых энергетических ресурсов.

В период с 2007 по 2013 год ЕС намеревается затратить в пяти странах этого региона внушительную сумму – 750 миллионов евро. У такой щедрости свои далеко идущие цели. Это, в первую очередь, стремление в один прекрасный день получить возможность начать строительство транскаспийского трубопровода, по которому сравнительно дешевые энергоносители смогут потечь в сторону Европы. Ведь буквально под боком есть еще один серьезный претендент – Китай, уже прочно утвердившийся на почетном месте «всемирной фабрики». Причем, бизнес с этой страной для среднеазиатских государств не будет обусловлен различными морально-политическими оговорками, на которые так щедры европейцы.

Вот и этот визит, в котором приняла участие Бенита Ферреро-Вальднер, член Европейской Комиссии, отвечающая за внешние связи, не обошелся без призывов проводить политические реформы, утверждать демократические ценности и соблюдать права человека. «Мы хотим видеть эти реформы», – настоятельно подчеркнула Б.Ферреро-Вальднер, отметив, что лишь выполнение правозащитных обещаний может привести Астану в 2009 году на пост председателя ОБСЕ.

Подобные призывы не всегда вызывают у азиатских партнеров по переговорам восторженную реакцию. Подчас совсем наоборот. Министр иностранных дел Узбекистана Владимир Норов публично посоветовал Европейскому Союзу «не вмешиваться во внутренние дела» среднеазиатских государств, отметив, что они «вовсе не должны перед кем-то оправдываться». А заместитель главы туркменского МИДа вообще не появился на совместной пресс-конференции.

В общем, Брюсселю явно найдется о чем поразмыслить, когда чиновники исполнительного органа Союза станут готовить окончательный проект документа, формулирующего стратегию ЕС в столь важном для него регионе. Его должны будут рассматривать на июньской встрече глав государств и правительств единой Европы. Как утверждают осведомленные люди, если все пойдет по плану, то в следующем году в пяти среднеазиатских странах появятся новые представительства Европейской Комиссии, где найдется работа примерно для 200 человек.

Потихоньку отодвинуть правозащитную тематику в сторону и заняться тем, что называется just  business, европейские политики не смогут. А если бы они даже и захотели так поступить, то вмиг вмешался бы слаженный и громкий хор неправительственных и правозащитных организаций, для которых борьба за «немеркнущие идеалы демократии» – единственный резон существования. И неплохого, надо сказать, существования.

Как же правозащитникам не возмутиться, когда даже среди членов Европейского Парламента от Германии, посетивших недавно Узбекистан, встречаются такие вольнодумцы, которые предпочитают встретиться с местными деловыми людьми вместо того, чтобы отправиться в посольство ФРГ на встречу с приглашенными туда диссидентами?

Да тут еще евродепутат-консерватор Даниэль Каспари не стал извиняться за содеянное, а без всяких затей заявил: «Если бы мы стали говорить только о правах человека, нас никто не захотел бы слушать. Нам надо говорить об экономике и о других вопросах. Мы должны говорить обо всем, как мы это делаем с китайцами». Абсолютно точное суждение! Остается только добиться от «защитников идеалов» несколько большей сдержанности и умения достигать поставленных целей без ненужной помпы и трескучего пиара.

Теперь остается только поглядеть, как Германия будет проявлять гибкость, чтобы при формулировании новой среднеазиатской стратегии учесть точку зрения наиболее «правозащитных» государств Европейского Союза – Великобритании, Швеции, Чехии…

Но, думается, Берлин сумеет добиться своего, в частности, снять санкции, наложенные европейцами на Узбекистан после наманганских событий 2005 года. Скажем, Мартин Хеккер, посол ФРГ в Ташкенте и один из самых влиятельных европейских дипломатов в регионе, уверен, что отношения надо полностью нормализовать, а о санкциях – забыть.

Честно говоря, еще проще было санкции вообще не вводить, благо нерезультативность подобных эмоциональных всплесков в отношениях с азиатскими государствами хорошо известна. Достаточно вспомнить начало 90-х годов прошлого века, когда после кровавого разгона студенческой демонстрации на пекинской площади Тяньаньмынь, санкции были наложены на Китай. Ну и на что они повлияли? Если, конечно, не считать того, что некоторое время потешили самолюбие европейских правозащитников? Об этой истории кроме специалистов сейчас никто и не вспомнит. Подобная участь, несомненно, ждет и антиузбекские санкции.

Азиз РАХИМОВ

№4(10), 2007

№4(10), 2007