Начало положено…

image_pdfimage_print

В восточной части германской столицы построена первая мечеть

В середине октября в столице Германии произошло знаковое событие: на территории бывшей ГДР впервые открыта мечеть, которую местная пресса называет «репрезентативной» – тринадцатиметровый (высотой с четырехэтажный дом) минарет, сияющий голубой купол, сахарно-белые стены – все, как положено.

Она возведена на Туниусштрассе, в районе Панков, на севере города. И надо сказать, местных жителей такое соседство не привело в восторг. Протесты начались уже тогда, когда были обнародованы планы строительства мечети. Большинство местных жителей были против того, чтобы в их районе строилось что-либо подобное. Причем, протестующие исчислялись не десятками и не сотнями: было собрано 20 тысяч подписей тех, кто категорически возражал против воплощения этого проекта. Однако их мнение не было принято в расчет. Вероятно, поэтому в день открытия мечети прошла демонстрация протеста под лозунгом «За демократию и права человека, против антисемитизма и исламизма».

Местные политики, представляющие Христианско-демократический союз – партию, входящую в правящую коалицию, поддерживали противников строительства, но этого тоже оказалось недостаточно. Может статься, что дурную службу сослужило то, что свою лепту в протесты внесли правые экстремисты?

Собственно, один из аргументов противников строительства состоял в том, что в Панкове мусульман живет не то что немного, а считай – вовсе нет. А уж тем более тех, кто относит себя к последователям неортодоксального течения «ахмадийя», которое некоторые исламские богословы считают сектой.

Основана она была в XIX веке богатым торговцем жемчугом Мирзой Гулямом Ахмадом, которого его последователи считают следующим после пророка Мухаммеда посланником всевышнего. С точки зрения правоверного мусульманина – это немыслимая ересь, опровержение одного из краеугольных догматов веры, поскольку Мухаммед считается у них последним пророком. Поэтому как относится большая часть мусульман к приверженцам «ахмадийя», догадаться нетрудно.

Вызывает много вопросов и то, что мечеть построена «на вырост»: в ней предусмотрено место на 500 молящихся, хотя вся община, до сих пор располагавшаяся в близлежащем западноберлинском районе Райникендорф, насчитывает всего 200 человек.

Однако у берлинского подразделения германской политической полиции – Ведомства по охране конституции – никаких вопросов к «ахмадийя» нет. Эта община действует в Берлине уже около 20 лет и стражи конституции относят ее к категории «консервативных и мирных исламистских групп». Вот только в Пакистане, например, почему-то думают иначе, и приверженцев «ахмадийя» серьезно преследуют.

Разумеется, окрестным немцам нет дела до противоречий между различными течениями ислама. Они хотят только одного: чтобы район мечети не стал местом противостояния. Скажем, церемония открытия проходила под охраной полиции. Обычная предусмотрительность? Хорошо бы, коли так. Однако кое-кто уверен, что новая мечеть может стать раздражителем и для тех, кто не исповедует тот толк ислама, который признают «ахмадийя», и для тех, на кого магометанство вообще действует как красная тряпка на быка.

Конечно, мечеть построили на отшибе – между железнодорожными путями, въездом на автобан, складом оптового торговца рыбой и фаст-фудом. Но жителей окрестных домов с уютными садиками это почему-то особенно не вдохновило…

Андрей ГОРЮХИН

№10(26), 2008

№10(26), 2008