Главная > Дневник событий > Нововведения > В Европу – по упрощенной визе

В Европу – по упрощенной визе

image_pdfimage_print

В первый день лета вступило в действие соглашение об упрощении визового режима между Российской Федерацией и подавляющим большинством стран, входящих в Европейский Союз – исключение составляют Дания, Ирландия и Великобритания. Стоит заметить, что переговоры с Копенгагеном о присоединении к этому соглашению уже вошли в завершающую стадию. Так что можно рассчитывать, что сравнительно скоро Дублин и Лондон останутся в этом отношении в блистательном одиночестве.

Еще одна существенная деталь: самой массовой категории путешествующих – туристов – все согласованные нововведения тоже практически не коснутся. А в некоторых случаях даже сработают против их интересов: усредненная виза за 35 евро будет дороже того, что до сих пор брали некоторые страны, скажем Эстония и Польша. Впрочем, ряд государств, поднявших цены до 60 евро, будут вынуждены умерить аппетиты в отношении гостей из России.

Однако, давайте лучше о приятном. В тексте соглашения зафиксировано намерение сторон перейти в перспективе к безвизовому режиму. Понятно, что при желании можно отложить эту перспективу до морковкина заговенья, но все же лучше хотя бы подобное упоминание, чем ничего. Во всяком случае, Москва очень рассчитывает на то, что затягивать решение этого вопроса до бесконечности европейские партнеры не станут.

«Мы исходим из того, что безвизовый режим – это долгосрочная, но не бесконечная перспектива. Россия хотела бы, чтобы такой диалог шел интенсивно, и готова к нему», – заявил на пресс-конференции заместитель директора Консульского департамента МИД РФ Андрей Подъелышев.

Кроме того, российский дипломат сообщил, что Москва уже приступила к формированию российской части специального комитета по мониторингу выполнения соглашения. Он выразил надежду, что первое заседание комитета состоится в течение месяца после вступления текста соглашения в силу. «Россия намерена добросовестно выполнять соглашение во всех его частях. Мы с Европейской Комиссией договорились о единообразном выполнении данного соглашения», – сказал он. Вместе с тем, по его словам, не исключены в будущем разночтения, различное толкование пунктов соглашения.

Принимавший участие в пресс-конференции глава представительства Европейской Комиссии в Москве Марк Франко заверил, что не только россияне, но и европейцы заинтересованы в свободном перемещении на пространстве Россия-Евросоюз.

«Не только граждане России хотят перемещаться более свободно, это относится и к гражданам ЕС. Могу вас уверить, что препятствия, с которыми сталкиваются европейские граждане при получении российских виз, по меньшей мере, сопоставимы с теми сложностями, на которые наталкиваются российские граждане, получая визы в ЕС», – заявил М.Франко.

Он подчеркнул также, что обе стороны заинтересованы не только в обеспечении свободы своих граждан, но и в «соблюдении общественного порядка и безопасности».

«Ни ЕС, ни Россия не хотят видеть на своей территории людей, которые вовлечены в финансирование террористической деятельности, поставляют наркотики, оружие, торгуют людьми», – отметил М.Франко.

Еще одна серьезная проблема: удастся ли сохранить упрощенный порядок выдачи виз калининградцам (для посещения Литвы) и литовцам (для посещения Калининграда).

«До сегодняшнего дня жители Калининграда могли получать бесплатные визы в Литву и Польшу и, соответственно, жители Польши и Литвы на таких же основаниях получали визы для въезда в Калининградскую область. Мы пытались сохранить этот режим и после вступления в силу соглашения, однако поскольку оно имеет преимущественную силу, эта норма прекращает свое действие», – сказал А.Подъелышев. В то же время он подчеркнул, что упрощенный порядок транзита по железной дороге, существующий для жителей Калининграда, по-прежнему сохраняется. По его словам, вариант, предложенный российской и литовской сторонами для сохранения существующего порядка выдачи виз, не был принят европейским сообществом.

– Из-за позиции Европейской Комиссии в течении двух лет не удается выработать вариант сохранения упрощенного порядка выдачи виз жителям Калининградской области, заявил Андрей Подъелышев.

«Мы не сегодня столкнулись с этой проблемой. Мы знали об этом заранее и вели переговоры с литовской стороной, в частности, по выработке возможного документа, который бы заменил действующую процедуру оформления виз жителям Калининградской области», – сказал А.Подъелышев, подчеркнув, что работа проводилась в течение последних двух лет. «Но, к сожалению, те варианты, которые мы вырабатывали и предлагали, не совсем устраивали Комиссию европейских сообществ», – отметил А.Подъелышев.

По словам дипломата, прекращение действия упрощенного порядка выдачи виз результат не бездеятельности сторон, а того, что «на трехстороннем уровне – ЕС, Литва и Россия – не удалось найти развязки». «У России и Литвы, как мне кажется, были разумные варианты решения этой проблемы», – отметил А.Подъелышев, добавив, что, к сожалению, выработанный вариант не получил поддержки со стороны Еврокомиссии.

В свою очередь, глава представительства Еврокомиссии в РФ Марк Франко также выразил надежду на сохранение упрощенного порядка выдачи виз жителям Калининградской области.

Одновременно с соглашением об упрощении визового режима в силу вступает и соглашение о реадмиссии – возврате нелегальных эмигрантов. Предполагается, что это станет важным инструментом противодействия нелегальной миграции. В течение первых трех лет действия документа Россия должна будет принимать только собственных граждан или граждан государств, с которыми у нее подписаны соглашения о реадмиссии.

Новые правила относительно упрощения выдачи виз с 1 июня 2007 года

Целью Соглашения является упрощение, на основе взаимности, выдачи виз для предполагаемой поездки не более 90 дней в течение 180 дней гражданам Европейского Союза и Российской Федерации.

Это соглашение не распространяется на Великобританию, Ирландию, Данию, Исландию и Норвегию. Соглашение определяет ряд упрощенных процедур (упрощений) для выдачи виз. Они касаются следующего:

 

1. Документальное свидетельство (подтверждение) цели поездки, которое должно представляться для получения визы для определенных категорий лиц.

Для категорий лиц, перечисленных ниже, требуются только указанные документы для обоснования цели поездки. Общее требование личного присутствия при подаче заявления на визу и обосновывающих документов остается неизменным. В индивидуальных случаях, когда остаются сомнения относительно цели поездки, намерений заявителя вернуться в свою страну или наличия достаточных средств к существованию пропорционально длительности и цели пребывания, заявитель на получение визы может быть вызван для более детального собеседования в посольство/консульство. В этих случаях заявитель на получение визы может представить дополнительные документы или, в исключительных случаях, их может попросить сотрудник консульства.

Близкие родственники (супруг, дети, родители, дедушки, бабушки и внуки), посещающие граждан Российской Федерации, легально проживающих на территории стран-членов:

письменный запрос от принимающего лица (оригинал), в том числе доказательство родственных отношений и места проживания;

Бизнесмены:

письменный запрос от принимающей компании, организации, органа власти или организационного комитета (оригинал);

Члены официальных делегаций:

письмо от российского органа власти с подтверждением того, что заявитель является членом официальной делегации (оригинал) и копия официального приглашения, направленного институтом ЕС или страной-членом;

Школьники, студенты и сопровождающие преподаватели, едущие на учебу:

письменный запрос (оригинал) или сертификат о зачислении (оригинал) от принимающего университета и университета в стране постоянного проживания или студенческие билеты или сертификаты курсов, на которых будут учиться;

Участники научных, культурных или художественных мероприятий, университетских и других программ обмена, а также спортивных мероприятий:

письменный запрос от принимающего лица (оригинал);

Журналисты:

сертификат (оригинал), выданный профессиональной организацией и подтверждающий, что он(а) является журналистом; документ от работодателя с указанием, что целью является журналистская работа;

Лица, посещающие военные и гражданские захоронения:

официальный документ (оригинал), подтверждающий наличие и содержание могилы и родственные связи между заявителем и захороненным;

Водители, осуществляющие услуги по перевозке международных грузов и пассажиров, и члены поездных бригад международных поездов, следующих в страны-члены:

письменный запрос (оригинал) от национальной ассоциации перевозчиков (для водителей) или от железнодорожной компании (для поездных бригад) с указанием цели, длительности и частоты поездок;

Участники программ обмена между городами-побратимами:

письменный запрос (оригинал) от Мэра / Главы Администрации города.

Что представляет собой письменный запрос?

Для приглашенного лица: имя, фамилия, дата рождения, пол, гражданство, номер документа, удостоверяющего личность, время и цель поездки, количество въездов, имена несовершеннолетних детей, сопровождающих приглашенное лицо;

Для приглашающего лица: имя, фамилия, адрес и контактная информация;

Для приглашающего юридического лица: полное название и адрес, имя и должность лица, подписывающего запрос и регистрационный номер компаний, базирующихся в странах-членах.

 

2. Консульский сбор

Сбор за обработку заявления на визу составляет 35 евро.

Этот сбор взимается со всех граждан, как ЕС, так и России (включая туристов) за все виды шенгенских виз, а именно за транзитные и краткосрочные визы, вне зависимости от количества въездов.

Возможно взимание дополнительной платы 70 евро в срочных случаях (за 3 дня до отъезда). Это не относится к случаям, связанным с гуманитарными причинами или состоянием здоровья (в случаях людей с ограниченными физическими возможностями или тех, кому должна оказываться срочная медицинская помощь), смертью родственников и членов официальных делегаций.

Так как сбор относится к административным затратам по обработке заявления на визу, он должен уплачиваться при подаче заявления на визу и не возмещается в случае отказа в выдаче визы.

 

3. Освобождение от консульского сбора

Определенные категории лиц освобождаются от консульского сбора:

Близкие родственники (супруг, дети, родители, бабушка и дедушка и внуки), посещающие граждан Российской Федерации, легально проживающих на территории стран-членов;

Школьники, студенты и сопровождающие их преподаватели, путешествующие в образовательных целях;

Гуманитарные случаи (инвалиды и сопровождающие лица, если необходимо, лица, выезжающие для получения срочного медицинского лечения, для участия в похоронах близкого родственника или посещения серьезно больного близкого родственника, а именно супруга, детей, бабушек и дедушек и внуков);

Лица, участвующие в научных, культурных и художественных мероприятиях, включая программы обмена;

Лица, участвующие в международных молодежных спортивных мероприятиях, и сопровождающие их лица;

Участники программ обмена между городами-побратимами;

Дети до 6 лет;

Исследователи, выезжающие на определенных условиях;

Члены официальных делегаций.

Более того, дипломатические миссии и консульства в отдельных случаях могут освободить от сбора или снизить его.

 

4. Критерии для выдачи многократных виз (для пребывания более 90 дней в течение 180 дней), действительных на длительный период времени.

а) Многократная виза, действительная 5 лет для супругов и детей, посещающих граждан Российской Федерации, легально проживающих в странах-членах, и членов национальных и региональных правительств и парламентов, конституционных и верховных судов; или на время действия их разрешения на легальное проживание или их мандата, если срок действия меньше пяти лет.

б) Многократные визы на один год для членов официальных делегаций; бизнесменов; участников научных, культурных, художественных мероприятий, включая университетские и другие программы обмена, и спортивных мероприятий; журналистов и профессиональных водителей и поездных бригад, при условии, что в предыдущие 12 месяцев заявитель на получение визы получил не менее одной визы, воспользовался ею в соответствии с законами въезда и пребывания посещаемой страны(стран) и при наличии оснований для запроса на многократную визу.

в) Многократные визы от 2 до 5 лет для категорий, указанных в пункте (б), при условии, что в предыдущие 24 месяца они дважды воспользовались многократной годовой визой в соответствии с законами въезда и пребывания посещаемой страны(стран) и при наличии все еще действующих оснований для запроса на многократную визу.

 

5. Срок рассмотрения заявлений на визу:

Решение по заявлению на визу принимается в течение 10 календарных дней с момента приема заявления на визу и сопроводительных документов. Для дипломатических миссий и консульств, имеющих систему собеседований, назначение времени собеседования не засчитывается как время обработки документов.

Этот период времени может быть продлен до 30 дней, если необходимо подробное изучение документов. В срочных случаях период принятия решения может быть сокращен до 3 дней и менее.

 

6. Выезд в случае потери или кражи документов:

Такие категории лиц могут покинуть территорию при наличии действительных документов, удостоверяющих личность, выданных дипломатическими миссиями или консульствами без визы.

 

7. Продление визы в исключительных случаях:

В случае обстоятельств непреодолимой силы визы будут продлеваться бесплатно на период, требуемый для возвращения в страну проживания.

 

8. Освобождение от получения визы:

Держатели российских дипломатических паспортов освобождаются от визовых требований на срок до 90 дней в течение 180 дней.

Материал размещен на сайте
Представительства Европейской Комиссии в Москве

Шенгенская виза

1. Что означает «шенгенская виза»?

Некоторые из 27 стран-членов, применяющие Регламент № 539/2001, осуществляют общую визовую политику, которая выходит за рамки списка третьих стран, чьи граждане подпадают под визовое обязательство. Шенгенскими странами являются: Германия, Австрия, Бельгия, Дания, Испания, Финляндия, Франция, Греция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Швеция, Исландия и Норвегия.

Виза, выданная одной из этих 15 стран, является, в принципе, действительной не только для страны, выдавшей визу, но также и для остальных 14 стран.

На визовой наклейке, одинаковой для всех шенгенских стран, есть слова «действительна для шенгенских стран». Буквенно-цифровые коды также указывают страну, в которой была выдана виза.

Процедуры и условия выдачи шенгенских виз изложены в Общих консульских инструкциях, опубликованных в Официальном Журнале С 326 от 22 декабря 2005 года.

 

2. Категории шенгенской визы

Общие консульские инструкции (ОКИ) определяют различные типы виз.

Краткосрочная виза (тип «С», указанный на визовой наклейке). Такая виза выдается на один, два или несколько визитов. Срок действия визы может варьироваться.

Эта виза позволяет пребывание не более трех месяцев за шестимесячный период.

Транзитная виза (тип «В», указанный на визовой наклейке). Эта виза выдается лицам, которые должны следовать транзитом через территорию одной или более шенгенских стран, прежде чем продолжить свою поездку в третьей стране. Такая виза может быть выдана на одну, две или, в исключительных обстоятельствах, несколько транзитных поездок. Длительность каждой транзитной поездки не должна превышать пяти дней.

Аэропортовая транзитная виза (тип «А», указанный на визовой наклейке). Эта виза требуется гражданам определенных третьих стран, которые летят в другую третью страну, но делают остановку или пересадку в аэропорту какой-либо шенгенской страны.

Во время такого транзита или остановки, эти лица должны оставаться в международной транзитной зоне аэропорта, не пересекая границу соответствующей шенгенской страны.

Государства, не входящие в Шенгенское Соглашение, используют те же три основные категории виз.

 

3. Визы, выдаваемые европейскими странами, которые не входят в состав шенгенских стран.

Такие визы являются национальными, что означает, что они действительны только для краткосрочного пребывания на территории государства-члена, выдавшего их.

Например: краткосрочная виза, выданная Польшей, позволяет только пребывание в Польше. Пребывание в какой-либо шенгенской стране требует также шенгенской визы. Для пребывания в другой стране-члене Европейского Союза, которая не входит в Шенген, например, Словения, требуется также словенская виза.

Особые случаи, касающиеся транзита и стран-членов, вступивших в ЕС в 2004 году

Своим решением в 2005 году Совет постановил, что страны-члены, вступившие в ЕС в 2004 году (Кипр, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения и Чешская Республика) могут признавать визы и вид на жительство, выданные шенгенскими и нешенгенскими странами как эквивалент национальных виз. Это положение действует только в отношении транзита на период, не превышающий 5 дней. Эстония и Литва не применяют эту схему взаимного признания.

Например: российский гражданин, имеющий шенгенскую визу, выданную Австрией, может следовать транзитом через Польшу (в отрезок времени, не превышающий 5 дней), чтобы добраться до пункта своего конечного назначения в Австрии.

 

4. Где можно получить визу?

Вы можете обратиться за визой в консульскую службу той шенгенской страны, которая является основной страной Вашего пребывания. Визы на границе выдаются только в исключительных и должным образом обоснованных случаях.

Пребывание в одной и более шенгенских стран требует первоначального визита в консульство основной страны пребывания.

Например: Если Вы хотите путешествовать по Европе в течение трех недель, из них две недели в Италии и одну во Франции, то Вы должны обратиться в итальянское консульство.

Иногда бывает трудно определить основную страну пребывания, например, если путешественник намерен сделать несколько последовательных коротких остановок приблизительно одинаковой длительности в разных шенгенских странах. В этом случае, Вы должны обратиться в консульство первой страны, которую Вы намереваетесь посетить.

Например: Бизнесмен планирует поездку в Европу для встречи с деловыми партнерами в разных европейских столицах, в каждой из которых он планирует останавливаться на один-два дня. Он забронировал поездку во Франкфурт, из которого он продолжит свое путешествие. В этом случае, необходимо обратиться в немецкое консульство.

Для пребывания в одном или нескольких нешенгенских странах вы должны обратиться в консульство каждой из стран, которые вы планируете посетить.

 

5. Что необходимо для обращения за визой?

Минимальные требования изложены ниже. Вы обязаны:

заполнить и подписать заявление на визу. Шенгенские страны используют стандартный бланк, который отпечатан на всех официальных языках Европейского Союза. Бланк бесплатный. Вы можете загрузить его, нажав сюда;

представить действующий паспорт, срок действия которого истекает после окончание предполагаемого пребывания;

описать цель и обстоятельства вашего визита – см. Пункт I .1 – список документов, которые должны быть представлены разными категориями лиц в отношении цели поездки;

уточнить транспортные средства;

показать наличие достаточных средств к существованию на время предполагаемой поездки и для возвращения обратно в Российскую Федерацию (например, подтверждение наличия финансовых средства, проживания в частном доме или приглашение от фирмы или организации);

показать, что у вас есть туристическая страховка на поездку с минимальным покрытием в 30 000 евро.

В конкретных консульствах шенгенских стран вы можете получить подробную информацию о подтверждающих документах, которые должны быть предоставлены в зависимости от ситуации и типе визы.

 

6. На каких критериях основывается рассмотрение заявления на визу и решение консульства?

Консульство рассматривает и проверяет необходимые документы, представленные заявителем. При необходимости, могут быть запрошены дополнительные документы. Если есть сомнения, то их выясняют на интервью один на один. При изучении заявления на визу важна уверенность, что заявитель намерен вернуться в страну проживания. Консульство также проверяет, что заявитель не внесен в Шенгенскую информационную систему (СИС) как лицо, которому запрещен въезд, и что он(а) не представляют угрозы для общественного порядка.

 

7. Почему консульство ставит печать в паспорте во время процесса обращения за шенгенской визой?

Общие консульские инструкции предполагают, что консульство, которое принимает заявление на визу, штампует паспорт заявителя. Штамп с буквенно-цифровым кодом указывает тип визы, запрошенной у консульства, шенгенскую страну, к которой консульство принадлежит, и дату.

Основной причиной штамповки паспорта является информирование других консульств, что заявление на визу уже подано, чтобы избежать параллельных заявлений на визу в различные консульства.

 

8. Может ли быть отказано во въезде даже при наличии действительной визы?

Кодекс Сообщества о правилах, регулирующих перемещение людей через границы (опубликованный в Официальном журнале OJ L 105 от 13 апреля 2006 года), определяет условия въезда на территорию стран-членов. Наличие действительного паспорта и визы (в случае граждан третьих стран, где требуется виза) являются лишь двумя из условий въезда.

Условия въезда предварительно проверяются консульствами, которые рассматривают заявления на визы. Выдача визы предполагает, что консульство сочло условия въезда выполненными на момент выдачи визы.

Условия въезда проверяются второй раз, когда человек прибывает на внешнюю границу (сухопутную, морскую, аэропорт) стран-членов. Если пограничная полиция решает, что лицо, имеющее визу, не соответствует условиям въезда (например, лицо не имеет необходимых средств к существованию на время своего пребывания), ему будет отказано во въезде, даже при наличии в его паспорте визы.

Важно: держатель визы должен иметь при себе необходимые документы, чтобы показать, что они соответствуют условиям въезда, и чтобы он(а) мог их представить, в случае необходимости, во время проверки на границе ЕС.

 

9. Существует ли специальная процедура, которую нужно выполнять после прибытия на территорию шенгенского или нешенгенского государства?

Длительность пребывания на территории шенгенского государства – это период времени, указанный на визовой наклейке (количество дней, которое должно считаться от даты штампа о въезде в паспорте). Нет необходимости обращаться за разрешением на жительство на этот период, так как он уже включен в визу.

Некоторые шенгенские и нешенгенские страны требуют, чтобы держатель визы доложил о своем приезде административному органу в течение определенного периода.

Рекомендуется спросить о такой необходимости/о таком требовании при обращении за визой и при прохождении/пересечении границы.

 

10. Дает ли виза право на работу?

Шенгенская виза типа «С» является краткосрочной, действительной на период, указанный в заявлении на визу.

Если вы хотите осуществлять экономическую деятельность в течение своего краткого пребывания, вам будет нужно выполнить ряд специальных формальностей для получения разрешения на работу.

Важно: не разрешается осуществлять экономическую деятельность при поездке с шенгенской визой типа «С», выдаваемой для частных визитов по личным или семейным обстоятельствам или для целей туризма. Осуществление такой деятельности может вести к штрафным санкциям.

 

11. Можно ли продлить визу в Европе?

Шенгенская краткосрочная виза типа «С» может быть продлена в Европе в исключительных случаях. Продление не может превышать максимальной длительности визы типа «С» (три месяца за шестимесячный период).

Если российский гражданин не может покинуть территорию страны-члена к дате, указанной на визе по обстоятельствам непреодолимой силы, срок визы продлевается бесплатно в соответствии с законодательством, применяемым в принимающей стране на период, требуемый для возвращения в страну проживания (см. Пункт I .7.).

 

12. Можно ли получить вид на жительство в Европе?

Шенгенская виза типа «С» выдается для краткосрочного пребывания. Использование визы типа «С», при пребывании в Европе, в качестве вида на жительство является нарушением визы типа «С». Кроме действительно исключительных случаев в виде на жительство будет отказано.

 

13. Если в выдаче визы отказано:

Можно ли выяснить причины отказа?

Общие консульские инструкции не обязывают шенгенские страны сообщать заявителям на получение визы о причинах отказа, и этот вопрос регулируется законодательством каждой страны-члена. В случае нешенгенских стран, их национальное законодательство таким же образом определяет, предоставляется ли информация о причинах отказа или нет.

Можно ли подать апелляцию?

Общие консульские инструкции не обязывают шенгенские страны предоставлять возможность апелляции в случае отказа. Этот вопрос регулируется законодательством каждой шенгенской страны.

Для нешенгенских стран их национальное законодательство также регулирует возможность апелляции в случае решения об отказе в визе.

Можно ли снова подавать заявление на визу после получения отказа?

В принципе, решение об отказе в визе не несет никаких последствий в будущем. Запрос на визу изучается на основании заявления, подтверждающих документов и информации, предоставленной заявителем, в частности во время собеседования.

Однако причины, приведшие к отказу консульством выдать визу, могут основываться, прежде всего, на обстоятельствах, которые не изменятся в ближайшее время (такие как особые обстоятельства заявителя, включая его (ее) социальное, профессиональное, экономическое, семейное или личное положение), делая вероятным риск иммиграции. Поэтому, возможно, что и другое шенгенское консульством, получив заявление от такого лица, придет к таким же выводам, что и предыдущее консульство, а именно об отказе в визе.

Материал размещен на сайте
Представительства Европейской Комиссии в Москве

№6(12), 2007

№6(12), 2007