Главная > Дневник событий > Персона > Выдержит ли лейбористский Боливар двух Милибэндов?

Выдержит ли лейбористский Боливар двух Милибэндов?

image_pdfimage_print

Как братья спорили за наследство Блэра и Брауна

Дэвид Милибэнд, экс-глава внешнеполитического ведомства в правительстве Гордона Брауна, не случайно отказался от возможности занять высокий пост в Евросоюзе (его прочили на место Кэтрин Эштон): он заранее готовил себя для возможного взлета у себя дома. Сейчас молодой амбициозный политик почти прямым текстом обозначил пределы своих мечтаний: пост лидера Лейбористкой партии. Если «делатели королей» и делегаты ежегодного съезда ошибутся в выборе преемника Брауна, заявил Милибэнд, то партии суждено прозябать в оппозиции не менее трех, а то и четырех сроков.

В интервью «Дейли телеграф» нынешний теневой министр иностранных дел напомнил, что после поражения в 1931 году лейбористы не могли взять реванш целых 14 лет. А после провала в 1979-м (когда тори под водительством Маргарет Тэтчер вырвались вперед и взяли верх) не могли убедить большинство электората в своей профессиональной адекватности и способности «рулить» на протяжении 18 лет. Сейчас история может повториться третий раз, если будет сделана ставка на слабую фигуру.

На кого же ставить? Дэвид Милибэнд объяснил, что он является «кандидатом-объединителем», которого могут поддержать лейбористы, находящиеся на разных полюсах внутри партии. Он старательно открестился от наследия Блэра и Брауна, которым он в принципе обязан своим восхождением на политический Олимп. Для демонстрации своей самостоятельности и самости как политика он избрал изящную метафору: «Я учусь у прошлого, но я не живу в прошлом».

Тем не менее, это прошлое виснет у него на вороту, потому как в блогосфере ряд его сограждан немедленно напомнили, если кто забыл, что Дэвид Милибэнд с 1994 по 2001 год был ближайшим советником Тони Блэра, а в 2007 при Гордоне Брауне был назначен главой Форин офиса. Вывод: Дэвид Милибэнд все 13 лет нахождения лейбористов у власти был неотъемлемой частью «кухонного кабинета» двух премьеров, а значит, несет всю полноту ответственности за все совершенные стратегические ошибки, включая нападение на Ирак в партнерстве с бушевскими США.

Любопытно другое: в числе претендентов на заполнение вакансии лидера лейбористов значится и Эд Милибэнд, его родной брат, про которого одна из моих знакомых англичанок заметила: «Тот, которого считают «хорошим» Милибэндом» (в отличие от «плохого» Дэвида). Эд известен своими левыми взглядами, что делает его малоприемлемым для «новых лейбористов», выращенных Блэром и Брауном. Поскольку публичный конфликт по схеме «и пошел брат на брата» сильно портит имидж, Дэвид в том же интервью для «Дейли телеграф» счел нужным оговориться, что они с Эдом не разошлись в разные стороны ринга: «Никакой кровавой бани не случилось, как предсказывали многие. Все осталось, как было: тепло и по-братски».

Один из участников форума на страницах «Гардиан», подписывающийся ником Erebos, нарисовал свой прогноз, что сродни обвинительному приговору: «У лейбористов сложилась ситуация, как в «Уловке-22». Если выберут Дэвида Милибэнда, то партия расколется прямо посередке, если выберут Эда Милибэнда, который оглядывается на смотрящих в прошлое профсоюзы, то партия не сможет выиграть выборы на протяжении жизни целого поколения. Британцы никогда не были по своей сути социалистами, а потому любой крен влево отправит лейбористов на свалку истории. Однако любой из этих двух сценариев окажется благом для страны в целом».

Прогноз – чересчур дерзкий. В любом случае, политическая биография двух Милибэндов на этом не заканчивается.

Владимир МИХЕЕВ

№9(47), 2010