Главная > Дневник событий > Персона > Судьи против премьера

Судьи против премьера

image_pdfimage_print

В Италии бушуют страсти вокруг Сильвио Берлускони

Сразу четыре судебных процесса угрожают председателю Совета министров Италии Сильвио Берлускони, и ему вряд ли удастся избежать вынужденных свиданий с людьми в мантиях.

Надежды внести поправку в конституцию, Третья статья которой гласит, что все итальянские граждане равны перед законом, практически нет: для этого потребовалась бы поддержка двух третей парламентариев. Ранее Конституционный суд страны отказался ввести исключение в Основной закон, и тем самым лишил премьера иммунитета от судебного преследования. И даже объявление досрочных выборов, на которых, судя по всем опросам населения, Кавалер, как именуют своего премьера многие итальянцы, одержал бы триумфальную победу, не позволило бы ему избежать появления на скамье подсудимых.

Однако адвокаты С.Берлускони предпринимают колоссальные усилия, чтобы их высокопоставленный клиент как можно реже представал перед судьями, но чтобы как можно больше проводил там времени, дабы доказать гражданам Италии, что Фемида мешает ему должным образом исполнять обязанности главы правительства.

Кстати, кто эти искусные защитники?

Прежде всего, отметим, что Италию с полным основанием можно считать страной адвокатов: здесь один юрист приходится на 283 жителя, а это – самый высокий показатель в Европе. Понятно, что при подобной конкуренции добиться чести на защиту такого клиента, как С.Берлускони (он уже представал перед Фемидой 66 раз и всегда выходил сухим из воды) – голубая мечта каждого итальянского адвоката. Но столь ответственная задача доверена Кавалером всего четверым специалистам экстра-класса, и их имена знает вся страна. Это опытнейшие Никколо Гедини, Гаэтано Пекорелла, Чезаре Превити и Пьеро Лонго.

Премьер называет обвинения в свой адрес «абсурдными и смехотворными фарсами». В начале октября он заявил: «Я продемонстрирую итальянцам, из какого теста сделаны мои хулители, а из какого теста сделан я!».

В чем же обвиняют знаменитого итальянского политика, медиа-магната и одного из богатейших людей Европы?

Главный процесс – так называемое «Дело Дэвида Милза». Оно тянется с 1980-х годов, начавшись за десятилетие до того, как предприниматель Сильвио Берлускони всерьез занялся политикой. По мнению стороны обвинения, британский адвокат Д.Миллз убедил С.Берлускони создать сеть финансовых компаний в безналоговых зонах. Эти компании якобы служили «подпольными кассами», в частности, Социалистической партии ее бывшего лидера Беттино Кракси.

На судебном процессе, начавшемся в 2004 году, Д.Миллз так и не смог объяснить происхождение его личных 600 тысяч долларов. По мнению следствия, эта сумма в виде «гонорара» была переведена на банковские счета британца холдингом С.Берлускони «Фининвест» за его ложные показания. В феврале текущего года он был приговорен к четырем годам тюрьмы, но подал апелляцию, которая сейчас рассматривается в суде Милана. Как бы то ни было, но юристы полагают, что вердикт по этому делу в отношении Кавалера вряд ли будет объявлен раньше чем через два года.

«Дело о телевизионных правах». С 2007 года в адрес С.Берлускони и ряда менеджеров его «Фининвеста» звучит обвинение в «трюке со счетами» и в «создании черных касс» за рубежом с помощью завышения стоимости телевизионных прав на 276 миллионов долларов. По данным обвинителей, агенты, связанные с холдингом Кавалера, продавали и покупали фиктивные телевизионные права за границей, получая за это огромные комиссионные. Но и по этому делу приговор ожидается не скоро – в 2012 году.

Процесс по «Делу о налоговых махинациях» касается продажи кинематографических прав за рубеж. Обвиняются также президент «Фининвеста» Феделе Конфалониери и американский посредник Фрэнк Аграма.

«Процесс о коррупции». Суд Рима возобновляет слушания в отношении двух итальянских сенаторов – представителей левых сил, которые были избраны на голосовании за границей, а потом якобы были подкуплены и перешли в стан правящего большинства.

Итак, тучи вновь сгущаются над эксцентричным итальянским лидером, которого вполне можно причислить к узкой когорте «тефлоновых» мировых политиков. Но удастся ли ему и на этот раз доказать свою правоту, сегодня в Риме не берется предсказать никто.

Между тем, политические позиции С.Берлускони остаются прочными, поскольку сейчас на Апеннинском полуострове нет оппозиционных сил, способных эффективно ему противодействовать. Руководители Демократической партии никак не могут преодолеть свои разногласия, в стане других оппозиционных объединений пока что царят разброд и шатания. Альтернативы Кавалеру на премьерском посту не видно. «Хорошо, что в Италии есть Сильвио Берлускони, – заявил он недавно без ложной скромности. – Иначе страной правили бы левые».

Дмитрий СИМОНОВ
Рим-Москва

№10(37), 2009