Главная > Дневник событий > Персона > И.Г. Тюлин: Панорамное видение

И.Г. Тюлин: Панорамное видение

image_pdfimage_print

Журнальная версия выступления на международной конференции,
посвященной памяти Первого проректора МГИМО-Университета МИД России И.Г.Тюлина,
27 сентября 2008 года

Так случилось, что на протяжении многих лет, после моего возвращения из Страсбурга в 2002 году, кабинет Ивана Георгиевича Тюлина и мой находились «бок о бок». Мы виделись чуть ли не каждый день, обменивались новостями или просто рукопожатием.

Удивительно, но в моей памяти остался только один образ Ивана Георгиевича. Передо мной всегда был спокойный, улыбчивый, уравновешенный, радушный человек. Вне зависимости от ситуации или обстоятельств. Случались неприятности. Приходилось решать самые разнообразные, самые сложные и запутанные проблемы. Иногда на сердце могли «кошки скрести», но Иван Георгиевич никогда не давал чувствам возобладать. И даже легкое мимолетное общение убеждало, что любые проблемы можно решить, а нашему МГИМО очень повезло, что в нем трудятся, что им руководят такие люди, как И.Г.Тюлин.

Зеркало заднего вида

Естественно, что мне с Иваном Георгиевичем приходилось решать очень много текущих практических вопросов. Они могли касаться совершенно разных вещей. Диапазон был очень большой. От обыденных кадровых или логистических вопросов вплоть до самых высоких философских материй, глобалистики, переговоров с Европейским союзом, теми или другими международными организациями. Решать их удавалось настолько быстро, что это всегда напоминало мне один эпизод из начала моей сознательной жизни в качестве автолюбителя.

Я сдал на права и сел за баранку автомобиля еще в далеком 1974 году. Когда выехал на тогда еще пустынные московские улицы, ужаснулся. Следить за ситуацией на дороге сзади можно было только по зеркалу заднего вида. Но зеркало было таким, что почти ничего увидеть не удавалось. Что там происходит сзади, справа, слева, было совершенно непонятно. Никакого реального обзора. Только растянутое облако выхлопных газов за багажником.

Проездил я с таким зеркалом очень недолго. Когда я пожаловался друзьям, они похлопали меня по плечу как начинающего и дали совет. Я тут же помчался на барахолку и купил, кажется, японское панорамное зеркало. Знаете, такое с загнутыми боковыми лепестками стекол. Как только я его установил на автомашине, все изменилось как по мановению волшебной палочки. Глядя в панорамное зеркало заднего вида, я действительно видел все, что творится на дороге вокруг меня. Это было здорово.

Вот таким панорамным видением обладал Иван Георгиевич. Иногда создавалось впечатление, что он знал все, был в курсе всего, да к тому же ко всему конструктивно относился. Поэтому мы все, как я только что заметил, решали очень быстро. Понимали друг друга с полуслова. Что-то долго и нудно объяснять не требовалось. Иногда дело доходило до смешного: мне хотелось еще что-то объяснять, обосновывать, но по улыбке я видел, что в этом нет необходимости. Суть схвачена. Предлагаемые действия поддержаны. Можно просто двигаться в избранном направлении.

Кажется, в этом и кроется объяснение, почему нам вместе так много удалось сделать.

Новые образовательные программы

И.Г.Тюлина, прежде всего, ассоциируют с магистерской программой МГИМО и Сьянс По. Это действительно, большой успех. Совместная магистратура стала настоящим прорывом. Подобного раньше не было. До сих пор наше сотрудничество с Сьянс По остается флагманом образовательных программ. Недаром его (И.Г.Тюлина и магистратуру) так ценят во Франции. Помню, с каким удовольствием французы вручали ему свою правительственную награду за вклад в развитие двухстороннего сотрудничества.

Но Иван Георгиевич – об этом знают чуть меньше – очень помог с реализацией и других, не менее важных и масштабных проектов. В первую очередь, имею в виду создание Центра, а затем Института европейского права и, многие годы спустя, – Европейского учебного института.

Представьте себе середину 1990-х годов. Россия только что подписала с Европейским сообществом и его государствами–членами Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Укрепление отношений с Европейским союзом становится магистральным направлением российской внешней политики. Но, по-настоящему, что такое Европейский союз, как он функционирует, как он соотносится с Европейским сообществом и государствами – членами, у нас в стране почти никто не знал. Голод на специалистов по Европейскому союзу огромный.

А.В.Торкунов и И.Г.Тюлин почувствовали это среди первых. Они самым активным образом поддержали идею создания в стенах МГИМО Центра европейского права, а затем его преобразование в Институт европейского права. Когда лидеры России и ЕС договорились о необходимости вдумчивой и долгосрочной работы по кадровому обеспечению России специалистами, знающими ЕС и умеющими с ним работать, их инициатива легла на взрыхленную почву. В МГИМО все уже было готово, чтобы подхватить эту инициативу и реализовать соответствующий проект.

Иван Георгиевич всегда был вовлечен в дела Института европейского права. Постоянно лоббировал его интересы. Лично знал и преподавателей, и студентов. Не без его помощи Институт европейского права превратился в законодателя мод в том, что касается коммунитарного права, права Европейского союза, права интеграции, правового регулирования партнерства и сотрудничества между Россией и ЕС. Бренд Института европейского права пользуется в России особой популярностью. Созданная его преподавателями школа европейского права котируется очень высоко. Институт был и остается лидером на этом направлении в нашей стране. По учебнику, написанному преподавателями Института, учится молодое поколение студентов московских, питерских, региональных университетов России. Он хорошо известен во многих странах СНГ и за его пределами.

Спустя много лет столь же весомую поддержку Иван Георгиевич оказал другому образовательному проекту, имеющему большое значение для отношений между Россией и Европейским союзом. Вместе с другими руководителями МГИМО он стоял у истоков создания Европейского учебного института. Это совсем молодое учебное заведение в рамках МГИМО. Его официальное открытие состоялось в октябре 2006 года. Фактически он приступил к работе с конца 2005 года. Выйдет на проектную мощность по завершении строительства нового здания МГИМО, воздвигаемого в определенной степени для удовлетворения его нужд.

По всем нюансам сложного переговорного процесса с Европейской Комиссией, набора сотрудников, определения модальностей работы Института всегда советовался с Иваном Георгиевичем. Его видение наложило несомненный отпечаток на характер реализации и этого образовательного проекта.

Европейский учебный институт напрямую упомянут в «дорожных картах» построения общих пространств между Россией и Европейским союзом. Он выполняет нужную и благородную задачу переподготовки кадров, уже работающих в контексте отношений между Россией и ЕС. Как мы рассчитываем, государственные структуры, бизнес, общественные организации, посылая своих представителей в Европейский учебный институт получить дополнительное образование, обретают очень востребованные и необходимые для них кадры. Они получают реальную возможность опереться на профессионалов, людей с глубоким знанием дела, с широким кругозором. Именно такие люди нужны и России, и государствам – членам ЕС и Большой Европе. Особенно сейчас, в нынешнее непростое время. Им предстоит строить эту Большую Европу. Очень бы хотелось, чтобы у них получилось.

Но это самый последний, самый свежий проект. А до него были и другие.

Контакты с Советом Европы

Иван Георгиевич представлял МГИМО на переговорах с Советом Европы о создании Информационного центра СЕ в России. Переговоры касались широкого круга вопросов. Надо было включать Россию в общие европейские процессы. Тогда, почти пятнадцать лет тому назад, это было крайне необходимо. Любопытно, что в те годы российская дипломатия боролась за то, чтобы не допустить изоляции страны. Ее вытеснения из европейской политики. Теперь все возвращается на круги своя.

Иван Георгиевич отстоял интересы МГИМО просто филигранно. Он очень помог и в отношении переговоров по другим трекам. Его выступления были настолько сбалансированными, убедительными и аргументированными, что никто из чиновников Совета Европы даже не брал на себя смелость оспаривать состоятельность вносимых предложений. Очень скоро Информационный центр был создан и приступил к работе. А способность достигать компромиссы и двигаться вперед, продемонстрированная И.Г.Тюлиным, послужила примером для государственных структур и гражданской службы СЕ.

Весомость этого, казалось бы, скромного достижения не стоит недооценивать. Россия подала заявку на вступление. Но прием в члены СЕ откладывался. Российскую заявку долго мурыжили. На ее рассмотрение ушло три года. Чрезвычайно важно было не допустить разочарования. Нужно было создавать плотность в наших отношениях. Необходимо было двигаться вперед по пути малых дел. Каждое малое дело очень высоко ценилось.

Взгляд в будущее

И все же, конечно, делом жизни Ивана Георгиевича была совместная магистратура МГИМО – Сьянс По. Это бесспорно. В этот проект он вложил душу. Забота о нем стояла у него на первом месте. Рассказанные мною эпизоды свидетельствуют, скорее, о широте обязанностей и увлечений И.Г.Тюлина.

И, если мы по-настоящему хотим, чтобы Иван Георгиевич остался не только в нашей памяти, но и в памяти новых поколений, сотрудничество с Сьянс По нужно продолжать и развивать.

За последние несколько лет Сьянс По существенно расширил поле своей деятельности. Созданы мощные юридические кафедры. Они пользуются большим авторитетом. Запущены программы сотрудничества с ведущими юридическими факультетами и институтами стран Европы и Америки. А ведь юридическая специальность сейчас особенно востребована.

Задача на завтра – использовать имеющийся опыт и создать совместную магистратуру по российско-французско-европейскому праву. Но для запуска этого еще более сложного и перспективного проекта нужен такой неравнодушный человек, как И.Г.Тюлин.

© Марк ЭНТИН,
д.ю.н., профессор,
директор Европейского учебного института
при МГИМО (У) МИД России

№10(26), 2008