Главная > Дневник событий > Персона > Кто станет первым президентом ЕС?

Кто станет первым президентом ЕС?

image_pdfimage_print

Еще не утвержден Лиссабонский договор, который реформирует институты власти ЕС и вводит несколько новых руководящих постов, как за кулисами развернулась борьба за предусматриваемые этим документом новые руководящие посты.

До сих пор фаворитами в гонке за пост будущего руководителя Союза считались бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр и глава правительства Люксембурга Жан-Клод Юнкер. Назывались также глава датского кабинета Андерс Фог Расмуссен и председатель Европейской Комиссии португалец Жозе Мануэл Дуран Баррозу. Все эти кандидатуры, естественно, фигурируют неофициально. В последние дни к их числу присоединился еще один деятель, которого считают потенциальным лидером в этом споре. Речь идет о премьер-министре Ирландии («тишоке») Берти Ахерне.

В Брюсселе еще не решили, каким должен быть президент ЕС: влиятельным деятелем, который чувствовал бы себя ровней руководителям России и США, Китая и Индии, или же человеком, который в больше степени регулировал бы жизнь внутри ЕС, был способен синтезировать общее из различных позиций.

На первую роль кандидатом по личному авторитету из числа упоминаемых может подходить только Т.Блэр. Однако за ним тянется шлейф одного из организаторов провальной иракской войны. К тому же, Великобритания не участвует в ряде основных программ ЕС – единой валюте и шенгенской зоне, что подрывает позиции любого британца на столь высоком посту.

На вторую роль больше других подходит Ж.-К.Юнкер, известный умением находить компромиссы между партнерами по ЕС, которые к нему лично относятся с огромным уважением. Добавим, что он – ветеран среди глав правительств стран-участниц. Против него говорит то, что он возглавляет Люксембург – одно из самых маленьких государств континента, и плохо известен за пределами Союза.

Считается, что в такой ситуации у Б.Ахерна появляются неплохие шансы. Он хорошо провел недавнее председательство Ирландии в ЕС. Его страна – единственная, где утверждение Лиссабонского договора выносится на референдум, причем шансы на победу в нем очень велики. В этом случае глава ирландского правительства укрепит свой статус среди коллег.

Поскольку кандидатуры на высшие посты в ЕС определяются в ходе закулисного торга, а не демократическим путем, подобные кулуарные рассуждения и гадания часто оказываются очень точными. Фамилия будет названа, конечно же, позже. Сначала придется ответить на вопрос: какого президента хочет себе ЕС?

Светлана ФИРСОВА

№3(20), 2008

№3(20), 2008