Главная > Дневник событий > Персона > Тони Блэр послушался жену и стал католиком

Тони Блэр послушался жену и стал католиком

image_pdfimage_print

Личный секретарь кардинала Кормака Мэрфи О'Коннора, возглавляющего католическую церковь Англии и Уэльса, занимался духовным просвещением и подготовкой к принятию католичества Тони Блэром, сообщает телерадиовещательная корпорация Би-би-си. Тем самым бывший премьер-министр Великобритании внял уговорам своей супруги Шерри, которая и сама ревностная католичка, и всех четверых детей обратила в эту веру. В итоге Тони Блэр признал для себя высшим духовным авторитетом главу всех католиков папу римского Бенедикта XVI.

Решительный поступок политика, занимающего должность спецпредставителя Евросоюза по Ближнему Востоку, напоминает разрыв с Ватиканом английского короля Генриха VIII, которому очень хотелось расторгнуть брак с Екатериной Арагонской, чтобы взять в жены красотку Анну Болейн. Папа римский воспротивился, и тогда Генрих отверг католичество и основал англиканскую церковь, к которой до последнего времени принадлежал и Тони Блэр. Генрих был объявлен «единственным верховным главою на земле Церкви Англии», а римско-католическая ветвь христианства оказалось под запретом на долгих 200 лет.

Шли годы, и ситуация изменилась. По статистике, приводимой газетой «Дейли телеграф», за минувшие 500 лет англиканство утратило доминирующие позиции, уступив католичеству. Цифры посещаемости воскресных богослужений в 37 тысячах церквей на Британских островах это подтверждают: число прихожан-англикан сократилось с 2000 года на 20% и составляет ныне 852 тысячи человек, в то время как католики множатся и множатся – их уже насчитывается более 860 тысяч.

В беседе с лондонским корреспондентом газет «Труд», «Время новостей» и «Московский комсомолец» Зурабом Налбандяном отец Джон, католический священник собора в Гринвиче, объяснил меняющееся соотношение англикан и католиков миграционными потоками, приносящими на эти берега выходцев из Польши, Румынии и Литвы. Отец Джон отметил, что «иммигранты сейчас – самые активные прихожане нашей церкви».

Кстати, свое благословение на переход в иную, хотя и христианскую веру, дал Тони Блэру и глава англиканской церкви, архиепископ Кентерберийский Роан Уильямс.

До выхода в отставку бывший первый министр не мог себе позволить поменять конфессию. Как разъяснила Кэтрин Пепинстер, главный редактор католического журнала «Тэблит», в то время, пока Тони Блэр вел непростые переговоры по урегулированию кризиса в Северной Ирландии, он не мог сменить веру. В ольстерский конфликт, как известно, вовлечены католики и протестанты: последние в подавляющем большинстве поддерживают идею унии с Британией. По мнению К. Пепинстер, от перехода Тони Блэра в католичество в такой момент «многим стало бы не по себе».

Строго говоря, англиканство – одна из разновидностей протестантизма, отличающаяся от католичества в нюансах. Так, протестантская идея о спасении личной верой сочетается у англикан с догматом католицизма о спасающей силе церкви. В итоге британцы все чаще посещают мессы в католических соборах, чем службы в англиканских церквях, благополучно забывая об исконной вере своих предков.

С появлением среди католической паствы знаковой фигуры бывшего премьера и все еще действующего политика Тони Блэра, полагаю, процесс перехода англикан под омофор папы римского не замедлится, а напротив, ускорится. Парадокс истории: Мария Католичка, или Мария Кровавая может возрадоваться там, где ныне пребывает ее мятежный дух. Безнадежное дело воспетой многими драматургами и поэтами Марии Стюарт, обезглавленной после того, как она 17 лет провела в заключении по указу безжалостной соперницы Елизаветы I, торжествует спустя столетия.

Владимир МИХЕЕВ

№1(18), 2008

№1(18), 2008