Дежа вю

image_pdfimage_print
Великую депрессию спровоцировали торговые войны. На то, чтобы выйти из кризиса, ушло десятилетие. Справиться с ним оказалось особенно сложно из-за того, что механизмы международной торговли перестали работать. Ведущие державы думали о спасении только своего рынка. Они предпочли выходить из кризиса поодиночке. Причины нынешнего кризиса совершенно иные. Торговых войн до сих пор по большому счету удавалось избегать. Но тучи сгущаются. На горизонте реально замаячила угроза очередного разрушительного мини-конфликта между Европейским Союзом и Соединёнными Штатами Америки.

Противоречий между мировыми торговыми лидерами и взаимных претензий к настоящему времени накопилось уже немало. До сих пор их худо-бедно удавалось сдерживать. Но ситуация, похоже, меняется. Главный цербер, он же регулятор, которому поручено блюсти интересы ЕС и европейского бизнеса, – Европейская Комиссия – готовится к тому, чтобы ввести антидемпинговые меры против американских поставщиков биотоплива.

Как ожидают, Комиссия предложит утвердить высокие заградительные таможенные пошлины на производимое в США дизельное биотопливо в самом начале марта. Это стандартная процедура, к которой участники ВТО могут прибегнуть против компаний, получающих государственные субсидии и искусственно поддерживающих оптовые цены ниже справедливой цены.

Комиссия введёт антидемпинговые меры первоначально на четыре месяца, в течение которых будет продолжаться расследование. Оно начато ею в июне 2008 года по жалобе торговой группы «Европейский Биодизельный Комитет». По его итогам Брюссель определит, нарушаются ли требования ВТО или нет.

Обратившиеся за защитой европейские конкуренты американских производителей настаивают, что государственное субсидирование отрасли в Соединенных Штатах привело к снижению цен в пересчете на галлон где-то на 89–99 центов. Соответственно американские производители получили возможность продавать дизельное биотопливо в Европе на от 10 до 82 центов дешевле справедливой цены. То есть по 2 доллара за галлон. Вашингтон предоставил им налоговые льготы. Они достигают одного доллара на производство одного галлона. Если считать в тоннах, получается выигрыш уже в 250 долларов.

Ещё один аргумент – за период с 2006 года продажи американских компаний на этом специфическом рынке подскочили с 50 тысяч до 1 миллиона тонн, иначе говоря, в 20 раз. Объём продаж достиг 600 миллионов евро. Это притом, что совокупный спрос на дизельное биотопливо в зоне ЕС оценивается в 5 миллиардов евро.

Со своей стороны, Национальный Биодизельный Совет США требует от властей заранее предпринять ответные меры в ВТО. По его данным, крупные европейские производители достойно выдерживают конкуренцию. Ни о какой сдаче позиций и речи не идёт. Страдают только технологически отсталые производства и компании, принимающие неверные управленческие решения. Но к аргументам из-за океана Европейская Комиссия вряд ли прислушается.

Станут ли планируемые ею меры первой ласточкой или первой разорвавшейся бомбой, покажет время.

© Татьяна ЭНТИНА

№2(30), 2009