Главная > Тенденции & прогнозы > Проблема > Цены на еду: момент истины

Цены на еду: момент истины

image_pdfimage_print

Он не мог не наступить

Дешевого продовольствия больше не будет, уверены многие европейские эксперты, занимающиеся изучением этой новой глобальной проблемы, которая мгновенно стала одной из острейших. Жители планеты за минувшие 30 лет успели привыкнуть к относительной доступности продуктов, прежде всего, в развитых странах: с 1974 по 2005 год благодаря росту производства, они подешевели в реальных ценах в среднем на 75%. Известны случаи, когда из-за избыточности предложения приходилось пускать некоторые виды продовольствия на корм скоту или просто уничтожать часть урожаев.

Но эта эпоха ушла в прошлое, считают специалисты. С 2005 года мировые цены в среднем подскочили на те же 75%!

Причин этого явления несколько. Европейские экономисты указывают на заметно возросшее благосостояние сотен миллионов людей в Китае и Индии, улучшивших свой повседневный рацион. Так, если в 1985 году средний китаец потреблял 20 кг мяса, то в 2007-м – уже около 50. При этом на производство 1 кг мяса требуется 8 кг зерна.

Однако не менее веская причина – результат стимулирования властями, в первую очередь, США производства экологически чистого биотоплива – этанола, получаемого из злаковых, сахарного тростника и древесной массы. Этанол добавляют в бензин, а из масличных культур извлекают биодобавки в дизельное топливо. В прошлом году ровно треть (!) урожая кукурузы – 30 миллионов тонн – американских фермеров пошло на производство биогорючего. А ведь чтобы всего один раз заправить джип этой смесью, требуется столько кукурузы, сколько ее потребляет средний американец в течение года. В погоне за субсидиями многие фермеры отказываются от выращивания других культур и переходят на кукурузу, как это были вынуждены делать одно время советские колхозы по приказу тогдашнего лидера страны Никиты Хрущева…

Очевидно, что резкое удорожание многих видов продовольствия на мировом рынке вызовет далеко идущие последствия (например, увеличение инвестиций в сельское хозяйство; освоение нетронутых земель в Бразилии, России, Казахстане и ряде других крупных стран; рост инфляции; вмешательство правительств в ценообразование), некоторые из которых сейчас трудно предсказать.

Тем не менее, уже ясно: чтобы костлявая рука голода не удушила миллионы людей в развивающихся государствах, программы массового производства биотоплива придется сворачивать (это не коснется, пожалуй, лишь Бразилии – пионера перевода автомобилей на этанол, начатого в крупнейшей стране Латинской Америки еще в начале 1970-х годов). В обозримом будущем, увы, реальной альтернативы нефти, газу и углю в масштабах планеты не предвидится.

В последнее время зазвучали тревожные голоса и о моральной стороне перспективы наращивания производства биотоплива. Многие политики и экономисты, среди которых генеральный директор Международного валютного фонда (МВФ) Доминик Стросс-Кан, считают негуманным расходовать урожаи сельскохозяйственных культур на эту цель, тогда как в беднейших странах планеты обостряется продовольственный кризис, а кое-где даже вспыхивают забастовки и голодные бунты. К тому же, по мнению главы МВФ, «в близком будущем проблему обеспечения автомобилей биотопливом не решить, а более эффективные двигатели внутреннего сгорания на водороде появятся уже в ближайшие годы».

Другие деятели выражаются еще резче, заявляя, что массовое производство биогорючего представляет собой «преступление против человечности». Кстати, первым с такой формулировкой еще несколько лет назад выступил Фидель Кастро.

Сегодня поворот от поощрения производства биотоплива, похоже, делают власти Великобритании. Премьер-министр Гордон Браун высказался за «более избирательный подход» к поддержке производства этого вида горючего, хотя еще недавно Лондон считал его «чистой альтернативой» нефти. Британский ученый Алекс Эванс опубликовал доклад, в котором отмечает, что вина за бурный рост мировых цен на продовольствие в последние три года в значительной мере лежит на быстрой переориентации многих фермеров с производства злаковых на технические культуры, из которых получают биогорючее.

Между тем, власти многих стран ЕС продолжают делать ставку на применение этого вида топлива. Наиболее преуспела в этом Швеция. Хотя ее быстро развивающаяся экономика требует все больше энергоносителей, шведы сумели в период с 1990-го по 2006 год сократить выбросы углекислого газа в атмосферу на 9%, что значительно больше, чем требуют условия Киотского протокола.

Все более широкое распространение получает в Швеции использование биоэнергоносителей для системы отопления домов. А недавно шведы с гордостью объявили о вводе в эксплуатацию первого железнодорожного поезда, работающего на биогазе. Надо признать, что шведские власти раньше коллег из других европейских стран начали проявлять озабоченность по поводу экологии: еще в 1988 году в Стокгольме была создана межправительственная комиссия для борьбы с изменениями климата. Сегодня во многих городах этой скандинавской страны общественный транспорт использует метан или биогаз; покупатели малолитражных машин или авто, работающих на биогорючем, получают скидку в размере 10 тысяч крон (около 1720 долларов)…

Менее удачно пока решается проблема в Германии. Власти этой страны взяли на себя авангардную роль в борьбе за всемирный переход автотранспорта на биогорючее: Берлин планировал выйти на 20-проценетный показатель использования такого топлива к 2020 году. Но вскоре выяснилось, что далеко не все машины могут использовать смесь бензина и этанола даже в пропорции 90 к 10%. В результате министр по вопросам окружающей среды Зигмар Габриэл заявил, что он, возможно, отзовет свою «дорожную карту» перехода на биотопливо.

Тем не менее, правительство пока не отказывается от амбициозной цели – сократить выбросы углекислого газа на 40% в течение ближайших 12 лет. Впрочем, немцам уже есть чем гордиться: с 30 октября прошлого года город Кассель с 200-тысячным населением использует исключительно энергию, получаемую с помощью ее возобновляемых источников. В частности, власти отказались покупать электроэнергию тепловой и атомной электростанций, заключив контракт с одной из скандинавских ГЭС. Всего в Германии сейчас производится 14% электричества из возобновляемых источников энергии, и на ФРГ ориентируются многие страны ЕС.

Константин СМИРНОВ

№5(22), 2008

№5(22), 2008