Механизм «головного государства» ЕС
Взрыв насилия в Чаде в начале 2008 года потребовал срочной эвакуации иностранцев. На этот раз они были вывезены из страны в кратчайшие сроки. Всем им была обеспечена безопасность. Координацию всей операции взяла на себя Франция. Тем самым впервые в практике Европейского Союза была задействована концепция «головного государства», одобренная Советом ЕС 18 июня 2007 года.
По мнению Союза, от имени которого итоги операции подвело словенское председательство в ЕС, она была проведена образцово. Механизм «головного государства» проявил себя отменным инструментом консульской защиты выходцев из государств-членов в условиях кризисной ситуации в «горячей точке». Франция оперативно эвакуировала из Чада более 1200 иностранцев. Среди них оказались как выходцы из государств-членов ЕС, так и многих других стран. Всего Франция помогла вывезти людей, ранее прибывших в Чад, из 60 различных государств.
Механизм «головного государства» ЕС на практике сработал так. Государства-члены передали Франции всю информацию, которой они располагали, о своих гражданах в Чаде. Оперативный обмен информацией продолжался на протяжении всей операции. Соответствующие инструкции незамедлительно передавались эвакуируемым. Общая координация осуществлялась из единого центра.
Как показала практика, роль «головного государства» заключалась в сборе, получении и обработке информации, в том числе о выходцах из тех стран, которые не имеют в Чаде консульских органов; принятии оперативных решений и доведении инструкций до сведения столиц и эвакуируемых; обеспечении безопасности и координации всех действий. Кстати, следует напомнить, что из государств-членов Союза только Франция и Германия имеют в Чаде посольства.
При анализе того, почему Союз и председательство ЕС дали столь комплиментарные оценки практике применения механизма «головного государства» и проведенной французами операции по эвакуации иностранцев из Чада, важно, видимо, подчеркнуть несколько моментов.
Во-первых, по мнению Брюсселя, операция послужила своего рода витриной того, как может и должна пониматься солидарность между государствами-членами ЕС в области внешних действий и внешней политики Союза. Она стала очень наглядным и позитивным проявлением солидарности, которая зачастую и внутри ЕС, и вовне подвергается уничижительной критике.
Во-вторых, Брюссель вновь показал, что скоординированные действия Союза на международной арене, в частности в горячих точках, отнюдь не пустой звук. Заявления о том, что у ЕС нет ни общей, ни внешней, ни политики, ни безопасности, в настоящее время не имеют ничего общего с реальными возможностями ЕС в мировой политике.
В-третьих, практика задействования механизма «головного государства» в данном конкретном случае продемонстрировала, что ЕС в разных уголках планеты, используя различные формы ответственности и передачи полномочий, вполне может подменять и заменять собой государства-члены. Это будет иметь большое значение при формировании в ближайшем будущем общего дипломатического корпуса ЕС.
В-четвертых, ЕС доказал, что он может действовать не только от имени и во благо государств-членов, но и любых третьих стран. Для имиджа ЕС это тоже очень выигрышно.
А насколько одна отдельно взятая операция репрезентативна, покажет время.
© Марк ЭНТИН,
д.ю.н., профессор,
директор Европейского учебного института
при МГИМО (У) МИД России
№3(20), 2008