Главная > Открываем старый свет > Фамагуста – город-призрак

Фамагуста – город-призрак

image_pdfimage_print
Да, согласен: заголовок выглядит банально. Но что поделать, если с самого 1974 года, когда турецкие войска вошли в этот некогда процветающий город, жизнь в его греческом квартале Вароша, расположенном за пределами старинной части города, окруженной крепостными стенами, словно остановилась. Да так и стоит с тех самых пор…

А ведь за год до этого население Фамагусты составляло несколько десятков тысяч человек. Это был третий по величине город Кипра. Тогда он славился своими садами, разбросанными по всему городу и тянувшимися до самого побережья. Между прочим, цитрусовые в то время были одной из основных статей экспорта.

Порт Фамагусты – грузовой и пассажирский – был тогда на острове самым крупным. И это служило мощным мотором городского развития. Основой экспорта были сельхозпродукты – от картофеля до винограда. А импорт – продукция машиностроения, металл, цемент, автомобили, нефть и горюче-смазочные и строительные материалы.

Однако при всей важности грузо- и пассажирооборота, особенно бурно развивался в Фамагусте туризм, главным центром которого был этот древний город, ставший к тому времени основным туристическим направлением. Здесь находилось более трети всех отелей Кипра.

После прихода оккупантов греческая часть города – с прекрасными отелями, богатыми магазинами, уютными виллами, ресторанами и кафе, с великолепными песчаными пляжами, стоит абсолютно пустая. А ведь люди, уходя из Вароши под дулами турецких автоматов, оставляли свои дома, как они думали, ненадолго, бросали все свое имущество на произвол судьбы. И процветающий город-курорт превратился в город-призрак, в котором уже 36 лет живут только змеи и крысы…

Тем не менее, пока живы люди, считающие себя жителями Фамагусты, город тоже остается живым, хотя бы в их памяти. Между прочим, разбросанные по всему Кипру, да и по другим странам тоже, они продолжают считать себя единым целым, избирая свои муниципальные власти, временно разместившиеся в Лимасоле, и мэра. Сейчас это Алексис Галанос, многие годы возглавлявший кипрский парламент, в который он входил на протяжении пяти легислатур. «У наших горожан отняли их родной город, но они остаются жителями Фамагусты, и они выбрали меня мэром. За меня голосовали люди, проживавшие там до 1974 года, или же их подросшие дети. Да, города у нас нет, но остаются люди. И все вместе они и продолжают быть городом», – говорит он.

Расцвет старой Фамагусты (греки-киприоты называют этот город Амохостос, а турки-киприоты – Магоза) пришелся на XIV – XVI века. В те времена окруженный мощными стенами город у единственной естественной гавани Кипра был важным и процветающим центром торговли в Средиземноморье, важнейшим перевалочным пунктом на богатом торговом пути из Европы на Ближний и Средний Восток.

Кто только не правил в этом городе! С конца XII века здесь царила династия Лузиньянов, им на смену пришли генуэзцы, захватившие Фамагусту в 1374 году. К концу XV века город попал под власть венецианцев и оставался под ней до прихода турок в 1571 году.

Кстати, осада Фамагусты длилась целый год, и оккупанты казнили 300 оставшихся в живых её защитников…

Турецкое владычество длилось до 1878 года, когда в обезлюдевшую и обнищавшую Фамагусту пришли англичане. В Вароше тогда жили всего 2 тысячи человек…

Можно ли вернуть Фамагусту к жизни? Алексис Галанос, недавно посетивший Москву, чтобы открыть фотовыставку под названием «Фамагуста – европейский город-призрак», считает, что можно. Он напомнил, что в мае 1979 года тогдашний президент Кипра Спирос Киприану и лидер турецкой общины Рауф Денкташ договорились, что, независимо от исхода переговоров по урегулированию кипрской проблемы, Фамагусту следует вернуть её законным владельцам. А в резолюции Совета Безопасности ООН № 550 от 1984 года, в частности, указывалось, что регион Фамагусты необходимо передать под контроль ООН. По мнению А. Галаноса, «турецкая сторона должна изменить свою позицию и свой образ действий в соответствии с принципами и резолюциями ООН, а также со взятыми на себя обязательствами в рамках переговоров по вступлению в ЕС».

Андрей ГОРЮХИН

№4(43), 2010