Главная > Открываем старый свет > Остров, который мог исчезнуть,

Остров, который мог исчезнуть,

image_pdfimage_print

имеет шанс стать значительно больше

Гельголанд – своего рода уникум среди множества германских островов. А почему, собственно? Песок здесь, что ли не такой как на всех прочих пятнышках суши, разбросанных у побережья Северного и Балтийского морей? Или скалы какие-то особенные? Нет. Свой особый статус этот остров завоевал тем, что он – единственный в стране, расположенный в открытом море – в 62 километрах от устья Эльбы и в 40 – от побережья федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн.*1

Собственно, это даже не один остров, а два. Меньшая часть «жемчужины Северного моря» – она называется просто Дюна – отделена от большей километровым проливом. Вот об этом проливе, точнее о том, чтобы от него избавиться, и размышляет сейчас гамбургский строительный бизнесмен Арне Вебер.

Его хитрый план заключается в том, чтобы превратить эту полоску морской воды в сушу и тем самым увеличить площадь Гельголанда на целых 100 гектаров. Зачем? А дело в том, что это позволило бы продлить взлетно-посадочную полосу местного аэропорта, и, соответственно, увеличить туристический поток, который в последние годы все более заметно мелеет.

Но это еще не все. На вновь образовавшейся суше можно было бы создать несколько роскошных пляжей – в дополнение к уже имеющимся. А еще – причал для паромных судов. Сейчас они не могут подойти к острову, и всех прибывающих приходится подвозить на Гельголанд на рыбачьих баркасах. Экзотично, но не всегда удобно.

Арне Вебер категорически возражает против обвинений в том, что вся эта затея построена на песке. То есть на песке-то она, конечно, построена, с этим не поспоришь. Но к пустому прожектерству не имеет никакого отношения.

Вы вправе спросить, каким образом можно избавиться от такого масштабного пролива? А герр Вебер уже все рассчитал. Пролив надо в двух местах перегородить гидротехническим сооружением под названием шпунтовая стенка, а затем засыпать. Глубоко? Да не особенно: семь метров в самом глубоком месте. А песка на морском дне вокруг Гельголанда столько, что не на один такой пролив хватит. «Здесь создать сушу проще, чем это сделали в Мюленбергской Дыре», – утверждает Арне Вебер, имея в виду масштабный проект расширения гамбургского авиапредприятия, производящего «Аэробусы». Дорого? Ну, это как посмотреть. Технико-экономические расчеты показывают, что реализация амбициозной затеи обойдется в 80 миллионов евро. Гамбургский инвестор, который уже реализует на Гельголанде несколько проектов, уверен, что игра полностью стоит свеч.

…А ведь Гельголанд вполне мог исчезнуть в морской пучине. Не верите? И, тем не менее, это так. В годы войны на острове была база германских подводных лодок, доставлявших массу неприятностей американскому, а еще более – британскому флоту. Союзная авиация жестоко долбила его не один год подряд, а после войны и вовсе превратила в полигон, на котором пилоты Королевских военно-воздушных сил отрабатывали бомбометание. Позже британцы, мотивировав это желанием устранить любую возможность впредь использовать Гельголанд в качестве военной базы, устроили подрыв боеприпасов, складированных в бункерах и в лабиринте подводных туннелей на южной оконечности острова. Акция вошла в историю как крупнейший неядерный взрыв.*2 Остров был потрясен до основания – в полном смысле слова. Его очертания заметно изменились, но полностью Гельголанд все же не был уничтожен. Британцы, разумеется, полностью отрицают, что у них были такие намерения, но многие немцы так до конца им не поверили.

Так или иначе, но «жемчужина Северного моря», восстанавливать которую принялись уже в 50-х годах прошлого века, пережила и это испытание, далеко не первое в ее непростой истории.*3

В том числе – и испытание туристическим бумом. Были времена, когда скоростными паромами и самолетами сюда прибывало до 800 тысяч человек в год! Сейчас, правда, цифра значительно скромнее – 334 тысячи. Надо заметить, что дурную службу Гельголанду сослужила репутация «самого большого дьюти-фри Германии». Само по себе это уже не способно привлечь приезжих, и многие магазинчики недосчитываются посетителей. Хотя низкие цены на топливо неизменно притягивают к острову капитанов скоростных спортивных лодок, частных яхт и прогулочных судов.

Да и те, кого не интересуют покупки со скидкой, не спешат расстаться со старой привязанностью к североморскому острову. Во-первых, это официально признанный морской курорт, посещение которого рекомендуют при целом ряде заболеваний. Во-вторых, где вы еще найдете пляжи, на которых в иной летний денек вашим соседом запросто может оказаться тюлень или тевяк: и те и другие давно перестали бояться человека. А, в-третьих, на Гельголанде вам могут предложить такое не часто встречающееся лакомство, как выловленный на ваших глазах омар.

Еще одна забавная деталь: Гельголанд – единственное в Германии место, где запрещено передвижение на автомобиле. Исключение сделано лишь для полицейских, пожарных и таможенных машин. Между тем, на уникальном острове есть два светофора, правда предназначены они только для пешеходов и показывают, когда без опасений можно пересекать полосу маленького аэропорта, расположенного на Дюне.

…Нет, в том, что у Гельголанда может быть какое-либо будущее, кроме самого радужного, Арне Вебера убеждать бесполезно. Недаром в детстве этот гамбуржец проводил здесь каждое лето. Да к тому же, его дед и отец выбрали себе в жены девушек с Гельголанда. Ведь о чем-то это все же говорит!

Андрей ГОРЮХИН
о.Гельголанд-Москва

 

*1 Гельголанд (от нижненемецкого Heiliges Land – Святая земля) лежит в Немецкой бухте и состоит из главного острова (площадь – 1 квадратный километр), подразделенного на Нижнюю, Среднюю и Верхнюю земли, а также Дюны (площадь 0,7 квадратного километра), с 1721 года отделенной от него проливом.
Община, насчитывающая 1500 жителей, административно принадлежит к федеральной земле Шлезвиг-Гольштейн – самой северной в Германии. До сих пор местные жители, кроме литературного немецкого, говорят на двух диалектах – северофрисладском халлундер (гельголандском) и платтдойч, которым владеют в основном пожилые люди.
Остров, хотя и остается частью германского экономического пространства, не входит ни в ее налоговое пространство, ни в таможенное пространство ЕС.
В южной части острова оборудован небольшой причал и есть маленький песчаный пляж. На все остальные стороны света остров глядит неприступными утесами, возвышающимися над волнами на полсотни метров. На северо-западной оконечности расположен самый известный символ острова – скала Длинная Анна (Lange Anna).
Дюна – сплошной песчаный пляж, который до начала 18 века был соединен с главным островом природной песчаной дамбой, позднее размытой морем. На Дюне расположен маленький аэродром, кемпинг и несколько туристических поселений, состоящих из сдаваемых внаем бунгало.
Летом температура весьма редко поднимается выше 20 градусов, но зато ночами и не опускается ниже 13-14. Температуры воды выше 16-17 градусов едва ли удастся дождаться даже в августе. Зато для аллергиков здешний климат – рай на земле.
Осень, начинающаяся в сентябре, длинная и теплая, но только весьма дождливая.

 

*2 Кайзер Вильгельм II повелел создать на Гельголанде военно-морскую базу, которая должна была прикрывать вход в только что построенный канал Кайзера Вильгельма (ныне Балтийско-Североморский канал), имевший тогда большое экономическое и стратегическое значение.
Во время Первой мировой войны близ этого острова прошли два крупных морских сражения – в 1914 и 1917 годах. После Версальского мира военные сооружения были демонтированы, но в 1935 году национал-социалисты не только восстановили, но и модернизировали их. На Гельголанде существовала база подводных лодок (использовалась только до марта 1942 года), батареи береговой артиллерии (самый большой калибр – 30,5 сантиметра), система ПВО и база истребительной авиации (с апреля по октябрь 1943 года).
В начале второй мировой остров редко подвергался атакам бомбардировочной авиации, поскольку, благодаря развитию военно-воздушных сил, в известной степени утратил то военное значение, которое ему всегда придавали британцы. Аэродром, расположенный на Дюне, был весьма небольшим и трудно обороняемым.
Тем не менее, Королевские ВВС незадолго до окончания войны – 18 апреля 1945 года – нанесли по острову мощнейший удар, в котором приняло участие до 1000 бомбардировщиков. За 104 минуты налета на Гельголанд обрушилось около 7000 авиабомб. Остров был превращен в необитаемое место и население полностью эвакуировали.
Ровно 2 года спустя в 13.00 на Гельголанде прогремел страшнейший взрыв, поднявший в небо невообразимое количество песка и камня. Чудовищный гриб дыма поднялся на высоту в 9 километров. Британцы подорвали 4000 торпедных боеголовок, 9000 глубинных бомб, 91 000 снарядов. Общий вес детонировавшей взрывчатки составил 6700 тонн… Это был крупнейший в мировой истории неядерный взрыв.
До 1952 года остров оставался закрытой военной зоной, где британские пилоты отрабатывали навыки бомбометания.

 

*3 С 7 столетия нашей эры на острове жили фрисландцы. Как и вся остальная Северная Фрисландия, в XIII - XIV веках остров оказался под властью датской короны и стал частью герцогства Шлезвигского. При переделе земель в 1544 году про Гельголанд сперва попросту забыли, но потом отдали герцогству Шлезвиг-Голштейн-Готторпскому, в составе которого он пробыл до 1721 года, после чего опять вернулся к датчанам.
Во время антибританской континентальной блокады, введенной Наполеоном в 1806 году, остров был излюбленным приютом контрабандистов, но в 1807 году его заняли британские войска, и он стал европейской колонией Соединенного Королевства. По Кильскому миру Гельголанд остался за Британией.
Статус-кво сохранялся до 1890 года. Потом Британия и Германия заключили Гельголандско-Занзибарский договор и остров, равно как и ряд африканских колоний, отошел к Рейху.
После Второй мировой войны жителям разрешили вернуться на остров только в 1952 году.

№5(22), 2008

№5(22), 2008