Главная > Открываем старый свет > «Фрагонар»: ремесло, ставшее призванием

«Фрагонар»: ремесло, ставшее призванием

image_pdfimage_print

История этой семейной фирмы началась 80 с лишним лет назад во французском городе Грасе, столице мировой парфюмерии. Ныне «Фрагонар» – это три предприятия на средиземноморском побережье между Каннами и Монако – в Грасе (исторический завод), Сен-Поле («Фабрика цветов») и Эз-Вилаже (завод-лаборатория). И еще – два парфюмерных музея в самом центре Парижа – в отеле «Наполеон III» на улице Скриб и бывшем здании театра на бульваре Капуцинок.

Великое таинство изготовления незабываемых и волнующих ароматов издавна притягивало людей. Неслучайно история этого ремесла, постичь которое доступно только тому, кто сделает его своим призванием, насчитывает уже 5 тысячелетий. Филипп Руиз, коммерческий директор фирмы «Фрагонар» уверен, что умение создавать привлекательные и отвечающие желанию потребителя запахи – просто дар Божий, который не восполнить никаким обучением, натаскиванием или иным ухищрениями.

– Современная индустриализированная парфюмерия зародилась во Франции, точнее, в славном южном городе Грасе еще в XVII веке. В этом благодатном краю в изобилии росли ароматные цветы и травы, которые необходимы для производства парфюма. Похожие опыты предпринимались и в соседней Италии для Екатерины Медичи. Постепенно с развитием лабораторной техники научились изготавливать эссенции. Без них парфюмеру не ступить и шага: для создания нужного аромата порой требуются десятки, а то и сотни самых разных компонентов. Натуральные составляющие всегда были основой парфюмерии, хотя в наше технически продвинутое время появляется все больше синтетических ароматических веществ. Почему Грас остается столицей мирового парфюмерного искусства? Благодаря своим многовековым традициям и опыту, передаваемому из поколения в поколение. Этим делом сейчас занимаются во многих странах, но пальму первенства Грас никому не отдает. Чтобы создать удачные духи, не говоря уже о великих, надо владеть очень сложной техникой и огромным природным даром. Первому встречному это ремесло не подвластно.

– Месье Руиз, отличаются ли у женщин из разных стран, если можно так сказать, ароматические предпочтения?

– Конечно! У каждого народа, даже порой у жителей каждого региона, разные вкусы во всем, в том числе и в парфюмерии. На Востоке традиционно предпочитают тяжелые сладкие крепкие ароматы, с широким использованием жасмина, роз и других обильно растущих там растений. В Японии наоборот – крепкие духи женщины не любят и не используют. В этой стране тонких полутонов сильные ароматы не в почете. У русских дам тоже, разумеется, есть свои предпочтения. Женщины яркие, с сильным характером, они и духи предпочитают такие же – четко акцентированные, порой броские и дразнящие. Француженки к ароматам сейчас относятся сдержаннее. А вот американки, те, к примеру, духами пользуются несравненно больше моих соотечественниц, и ароматы предпочитают недвусмысленные и, как говорится, осязаемые. В общем, парфюмеры стараются приспособиться к разным запросам и готовы к тому, что в разных частях мира их изделия будут восприниматься по-разному.

– А много ли россиянок среди ваших покупательниц?

– В нашем парижском центре женщины из вашей страны покупают много духов. Россия важный для нас рынок. Правда, стратегия фирмы «Фрагонар» не предполагает прямого присутствия за границей. Мы действуем иначе. Наши центры в Париже и на юге Франции всегда открыты для бесплатного посещения. При них есть магазины с нашей продукцией, где после визита гости покупают все, что им понравится, и по карману. Ваши соотечественники обеспечивают 7-8% годового оборота компании. Это очень много, учитывая, что в среднем наши центры посещают больше 800 тысяч человек в год.

– Какие ароматы сейчас пользуются особой популярностью?

– Я все же коммерсант, а не парфюмер, поэтому ограничусь самыми общими замечаниями. В большой моде сегодня ароматы, созданные на основе цитрусовых, особенно грейпфрута, а также черной смородины. Это свежие, весенние, очень молодящие духи. К лету как всегда будут востребованы «морские» ароматы, ассоциирующиеся с отпуском, с пляжным солнечным отдыхом.

В целом, современный парфюмерный тренд склоняется к легким, «девичьим» ароматам. Конечно, не выходят из моды классические духи в «роскошном» восточном вкусе, навевающем фантомы 1001 ночи – жасмин и роза в современном обрамлении.

А вообще манящий вас запах – дело поистине таинственное, основанное на глубинной, зачастую с детских лет живущей в вас памяти или неосознанных ассоциациях. Почему кто-то любит ванильный аромат? Может, он напоминает ему блаженное бланманже детских лет? Вот, скажем, меня особенно пленяет запах корицы. Почему? А все просто. Моя бабушка пекла восхитительные булочки с корицей, и я до сих пор не забыл это запах нехитрого детского счастья, даже спустя многие десятилетия остающийся невыразимо прекрасным…

Андрей ГОРЮХИН

№3(9), 2007

№3(9), 2007