Главная > Дневник событий > РАСШИРЕНИЕ ЕС > В очередь встала и Сербия

В очередь встала и Сербия

image_pdfimage_print
Минувший 2009 год завершился для Сербии целой серией положительных событий в ее отношениях с Европейским Союзом, кульминацией которых стала подача сербским президентом Борисом Тадичем официальной заявки на прием в это объединение.

Брюссель 7 декабря снял свои возражения против начала работы над проведением в жизнь положений Соглашения о свободе торговли между ЕС и Сербией. Оно было подписано еще в апреле 2008 года, но с тех пор лежало без движения. Причиной этого была позиция Нидерландов, которые требовали сначала безоговорочного сотрудничества Белграда с Международным трибуналом по бывшей Югославии. В частности, от сербских властей требуется поимка и выдача бывшего командующего силами боснийских сербов Ратко Младича и бывшего лидера хорватских сербов Горана Хадзича. Первый из них обвиняется, в частности, в геноциде боснийских мусульман в 1995 году в боснийском городе Сребренице, где, по странному стечению обстоятельств, были размещены именно голландские миротворцы, ничего не сделавшие для предотвращения пресловутой бойни…

Правительство Нидерландов не отказывается от требований задержать этих людей в качестве условия для вступления в силу Соглашения о свободе торговли. Но нынешний жест ЕС в адрес Сербии позволяет сторонам приступить к работе над ним.

Само по себе оно считается путем к выработке так называемого Соглашения о стабилизации и ассоциации, которое, в свою очередь, предшествует официальному приему той или иной страны-кандидата в ЕС.

Следующим шагом стала отмена с 19 декабря виз для граждан Сербии, а также Македонии и Черногории для поездок в страны Шенгенской зоны. Напомню, что в нее входит большинство из 27 государств ЕС, за исключением Великобритании и Ирландии, не пожелавших пока присоединиться к ней, а также Болгарии и Румынии, которые еще не соответствуют необходимым критериям. Кроме того, в Шенгенскую зону входят Исландия, Норвегия и Швейцария, не являющиеся членами ЕС. Таким образом, около 10 миллионов граждан из трех стран бывшей Югославии теперь могут свободно въезжать в большинство стран ЕС и перемещаться по этой части континента.

Наконец, 22 декабря президент Сербии Борис Тадич посетил Стокгольм, где вручил премьер-министру Швеции Фредерику Рейнфельдту официальную заявку на прием его страны в ЕС: в тот момент в Союзе председательствовала Швеция. Участники церемонии обменялись положенными приветливыми речами. При этом глава сербского государства напирал на то, что этот шаг стал поворотным моментом для его страны, сделавшей европейский выбор, но он потребует от нее больших усилий и глубоких реформ.

Символичным в этом смысле стало высказанное им пожелание увидеть Сербию полноправной участницей ЕС уже в 2014 году. Но потом ему пришлось вернуться с небес на землю и упомянуть о такой дате как о возможном «положительном сюрпризе». Более вероятным сроком называют 2016, 2018 и даже более поздние годы.

Оценивая значение поворота в отношениях между ЕС и Сербией, надо помещать это событие в исторический контекст. В данном случае речь идет не просто о подаче просьбы о приеме в Союз очередной небольшой страны, а о символическом завершении длительного политического цикла на беспокойных Балканах.

Распад бывшей Югославии сопровождался вооруженными конфликтами и гражданскими войнами, центральным участником которых была Сербия – наиболее населенная, развитая и сильная на этом пространстве. За вооруженной фазой конфликта последовал длительный период частичной изоляции Белграда в Европе, внутреннего противоборства и кризисов, националистических всплесков. От Сербии мирным образом отложилась Черногория, ставшая независимым микрогосударством. В результате поддержанного Западом военного конфликта и последовавшего противостояния провозгласил самостоятельность сербский край Косово, населенный преимущественно этническими албанцами. Волнения на национальной почве, вызванные действиями также албанского меньшинства, проявились и в соседней Македонии.

Курс Белграда на вступление в ЕС в этих условиях становится своего рода символическим компасом для политики во всем регионе, которая должна стремиться к ориентации на европейскую интеграцию, на преодоление конфликтов, на отказ от националистических искушений. При соблюдении этих условий и уже в качестве страны ЕС Сербия может рассчитывать вернуть себе естественную роль ключевой страны региона, своего рода гаранта стабильности на постъюгославском пространстве.

Но это – идеал. Путь Белграда в Союз будет трудным. Помимо традиционных и обязательных для кандидатов из числа бывших социалистических стран крайне болезненных и тяжелых реформ, Сербии придется решать проблемы своих отношений с Международным трибуналом по бывшей Югославии. Но и это не представляется непреодолимым препятствием. Зато абсолютно неясно, как будет решаться проблема Косово.

Сербия независимость Косово не признает. Не признают ее и 5 из 27 стран ЕС. Настроения сербского общества таковы, что ни одна политическая сила в стране не может даже заикнуться о том, чтобы согласиться с потерей этого края. Пока ситуация выглядит совершенно тупиковой.

Вероятно, со временем острота косовской темы для Сербии притупится, и станет возможно найти некий компромисс в рамках участия обеих территорий в ЕС (такая версия модна в брюссельском экспертном сообществе). Возможно, будет придуман некий компромиссный вариант, который можно будет провозгласить как временный. В конце концов, сделал же Брюссель исключение для Кипра, приняв в Союз только международно признанную греческую часть острова без турецкой. А ведь по правилам ЕС перед вступлением любая страна-кандидат должна полностью урегулировать все свои споры с соседями, в том числе, пограничные…

Валерий ВАСИЛЬЕВСКИЙ
Белград – Москва

После подачи Сербией заявки на прием в ЕС все страны региона, именуемого на брюссельском жаргоне Западные Балканы (бывшая Югославия плюс Албания), попросились в это европейское объединение. Однако их перспективы на прием в ЕС разные.
Словения, которая с самого начала распада бывшей Югославии постаралась отмежеваться от бывших соседей по некогда единой стране, уже состоит в ЕС с 2004 года.
Хорватия давно ведет переговоры об условиях приема в Союз и, как ожидается, может стать 28-м его участником уже в 2012 году (возможно, вместе с Исландией). Преодолено главное внешнее препятствие для этого – спор со Словенией о размежевании участка морской границы в Адриатическом море. Теперь завершение необходимых реформ и переговоров с Европейской Комиссией становится вопросом времени и техники.
Македония имеет официальный статус страны-кандидата с 2005 года. Однако переговоры о ее вступлении еще не начинались. Даже даты их начала не назначено.
Албания и Черногория ранее подали заявки на прием в Союз и находятся в стадии рассмотрения в Европейской Комиссии. Не исключается, что она объявит о решении по этому вопросу в 2010 году.
Босния и Герцеговина уже имеет с ЕС Соглашение о стабилизации и ассоциации, которое является первым конкретным шагом на пути в Союз, однако внутренняя нестабильность в этой стране ставит под вопрос конкретные перспективы ее приема.
№1(40), 2010