Главная > Дневник событий > РАСШИРЕНИЕ ЕС > Начавшийся год может оказаться решающим для переговоров с Турцией

Начавшийся год может оказаться решающим для переговоров с Турцией

image_pdfimage_print
Впервые с 2004 года турецкий премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган посетил Брюссель для переговоров с руководителями Европейской Комиссии. Перед этим он сделал ряд символических жестов – в рамках государственного телевидения начал вещание первый канал на курдском языке, готовится программа дальнейших реформ и, что еще важнее, назначен специальный представитель, который будет заниматься только переговорами с ЕС об условиях приема Турции. Им стал близкий главе правительства политик Эгемен Багис, тогда как до сих пор это входило среди прочего в компетенцию главы МИДа Али Бабаджана. Все эти шаги были призваны показать решимость Анкары продолжать движение в ЕС.

В Брюсселе Р. Тайип Эрдоган выставлял вперед те выгоды, которые может извлечь ЕС из участия Турции в этом объединении. Например, в дипломатическом плане она может помочь Союзу на Ближнем Востоке, поскольку является союзницей Израиля, но поддерживает контакты и с палестинскими радикалами из ХАМАСа. В 2008 году турки немало содействовали возобновлению косвенного диалога между Израилем и Сирией. Много преимуществ видит турецкая сторона и в экономике, особенно в энергетике, представляя себя как единственного транзитера, который может помочь осуществлению навязчивой брюссельской идеи – строительству газопровода «Набукко» в обход России. Правда, до сих пор не ясно, откуда взять природный газ для этого проекта, остающегося политико-идеологическим благим пожеланием. Тем не менее, турецкий лидер наступил на больную мозоль, заявив в ходе своего визита о возможности пересмотреть свое отношение к «Набукко», коль скоро европейцы не торопятся активизировать переговоры с Анкарой. Это было расценено как шантаж и отвергнуто дипломатично, но решительно.

Пока нет достаточной информации, которая позволила бы понять, следует ли ожидать прорыва в европейско-турецком диалоге. Тем не менее, в Брюсселе неофициально говорят, что 2009 год может стать решающим для этого процесса.

Напомним, в каком состоянии он находится. Целый ряд стран, включая такие влиятельные, как Германия и Франция, не хотят видеть Турцию в ЕС, но открыто захлопывать перед ее носом дверь никто не решается. Это связано, в том числе, с тем, что идея приема Турции в ЕС имеет много сторонников – Великобританию, если говорить о самых крупных странах, и исполнительный орган Союза – Европейскую Комиссию.

Тем не менее, начавшиеся в 2005 году переговоры идут вяло. По процедуре приема, со страной-кандидатом должны быть начаты и завершены переговоры по 35 темам («главам», если пользоваться брюссельским технократическим жаргоном). Были открыты беседы по 10 главам, и пока только по одной они закончены. По восьми главам, относящимся к экономике, переговоры заблокированы Кипром. Эта страна-член ЕС имеет давний конфликт с Турцией, который еще не преодолен. Франция тормозит начало переговоров еще по пяти главам, среди которых крайне важные – экономический и валютный союз (определяет, в том числе, порядок и сроки перехода на евро), бюджет ЕС и участие в институтах власти ЕС.

Европейцы упрекают Турцию в том, что последние два года она была занята внутриполитическим противостоянием и не занималась необходимыми для соответствия стандартам ЕС реформами. Традиционной является критика нарушений прав человека, в том числе курдского меньшинства, неполноты свободы слова, излишнего влияния военных и так далее. Да и в самой Турции начинают полагать, что все же их страну никогда не примут в ЕС под тем или иным предлогом, хотя официально это остается приоритетом внешней политики страны. Но такое положение длится уже давно. Изменит ли что-то 2009 год?

Андрей СЕМИРЕНКО

№2(30), 2009