Прием новых стран в ЕС может стать труднее
Конечно, голосование не только в одном комитете этой ассамблеи, но и ее всей в полном составе в большинстве случаев ни к чему не обязывает. Однако сама постановка вопроса о пределах расширения ЕС, новых требованиях к этому не может не отражать достаточно широкое распространение такого рода идей, раз они выносятся в Европейский Парламент – главный дискуссионный клуб «двадцати семи».
Новым понятием, закрепленным в утвержденном документе, стала «способность ЕС абсорбировать новые государства». Дальнейшее расширение должно учитывать «необходимость равновесия между геостратегическими интересами Союза, влияние политического развития за его границами, способность Союза к интеграции, в том числе к противодействию будущим внутренним и внешним вызовам, и к осуществлению проекта политической интеграции».
«Способность к интеграции» означает, что вступающие страны должны расширить возможность ЕС по достижению своих политических целей, а не ограничить их, система институтов Союза должна сохранять эффективность, а финансовые ресурсы должны оставаться достаточными для обеспечения социально-экономического выравнивания участников. При этом граждане должны получать полноценную информацию о последствиях расширения.
Если ход мыслей руководителей ЕС будет идти в этом направлении, то следует ожидать постепенного замораживания приема новых стран – в документе прием обещается только тем, кому это уже обещано.
Македония, Турция и Хорватия имеют статус стран-кандидатов. Он уже обещан в перспективе Албании, Боснии и Герцеговине, Косово (эту самопровозглашенную территорию признают даже не все участники ЕС), Сербии, Черногории.
Если творцы европейской политики продолжат думать в этом же направлении, то потенциальные будущие претенденты на участие в ЕС на постсоветском пространстве или Средиземноморье, видимо, могут распрощаться с этой надеждой.
Светлана ФИРСОВА
№7(24), 2008