Главная > Дневник событий > РАСШИРЕНИЕ ЕС > ЕС-Турция: пауза на размышление?

ЕС-Турция: пауза на размышление?

image_pdfimage_print

Произошло то, что должно было произойти. ЕС приостанавливает сложные переговоры, которые он вел с Турцией о ее приеме.

Технически процедура приостановки продлится еще некоторое время, пока не будут соблюдены все формальности, и все инстанции не подтвердят эту позицию. Речь не идет о прекращении переговоров, но об их приостановке по 8 из 35 тем (на брюссельском жаргоне «тематических глав»), которые выносились на обсуждение.

Главная причина произошедшего также не вызывает удивления: Кипр. По протоколу, подписанному в прошлом году в Анкаре о создании ЕС и Турцией таможенного союза, эта страна должна была открыть для кипрских воздушных и морских судов свои морские и воздушные порты. Она этого не сделала.

Турция не признает Кипр, являющийся с 2004 года членом ЕС, а населенный этническими греками Кипр – Турцию. Вся причина в существовании на севере этого острова Турецкой республики Северного Кипра, которая образовалась в 1974 году в результате турецкой оккупации и населена этническими турками. Это образование, напротив, признает только Анкара.

Брюссель обещал Анкаре снять торговую блокаду Северного Кипра. В сентябре Финляндия, которая председательствует в ЕС до конца 2006 года, предложила план того, как это сделать, чтобы и Турция была довольна, и Кипр не возражал. План технически сложен, но формально учитывал требования всех. Турецкая сторона сочла эти предложения недостаточными и отказалась выполнять протокол о таможенном союзе в части, касающейся Кипра. Результатом стало нынешнее положение, хотя, если читать соответствующие официальные документы ЕС, к Турции выдвигаются и другие претензии, касающиеся недостаточных реформ в различных областях, прежде всего, в гуманитарной.

У проблемы отношений ЕС и Турции есть два аспекта – прикладной и принципиальный. В данном случае речь идет о прикладной стороне дела, о тактике и перипетиях переговоров. Однако это не должно закрывать принципиальный вопрос – будет ли вообще Турция когда-либо принята в ЕС или же будут использоваться все поводы, чтобы затянуть, а то и вовсе похоронить такую перспективу?

В самом ЕС сталкиваются две позиции.

Одни, например, Великобритания считают, что Турцию необходимо обязательно принять, поскольку это – чуть ли не единственная мусульманская страна, сделавшая выбор в пользу светского, нерелигиозного государства, в пользу демократии западного образца. Именно поэтому ее ни в коем случае не надо отталкивать, а представить другим исламским странам как образец того, что можно достичь, подчеркнуть, что ЕС и Запад в целом вовсе не выступают против ислама как религии, против исповедующих его народов и стран, где он распространен. А заодно и закрепиться в стратегически важнейшем регионе мира.

Противники этого исходят из другой логики, из того, что необходимо в интересах ЕС. Они считают, что Союз и так теряет управляемость, и расширился сверх всякой меры. А Турция, вступив в ЕС, станет самой населенной страной этого объединения и сможет играть слишком важную роль в принятии решений (например, она будет иметь самое большое представительство в Европарламенте). Полагают также, что стране с мусульманской культурой не приспособиться к Союзу, где господствуют христианские ценности. Не менее важно и нежелание многих стран обеспечить беспрепятственный доступ турецкой рабочей силы к себе, если страна вступит в ЕС (это касается, в первую очередь, Германии и Австрии), а также геополитические соображения. Так, с принятием Турции внешняя граница ЕС окажется в прямом соприкосновении с одним из самых взрывоопасных регионов мира – Ближним и Средним Востоком. Достаточно взглянуть на карту, чтобы понять, что в этом случае новыми соседями ЕС станут не только республики бывшего советского Закавказья, но и Иран, Ирак и Сирия со всеми вытекающими последствиями и новыми проблемами.

Но в последнее время все более четко обозначается особый турецкий взгляд на перспективу приема в ЕС. Хотя к этому Анкара стремится уже четыре десятилетия, а еще недавно подавляющее большинство турок выступало за это, то сейчас, из-за сочетания целого ряда внутренних и внешних факторов число явных сторонников вступления в ЕС любой ценой сократилось примерно до трети населения.

Катализатором стало не только двусмысленное поведение стран ЕС в отношении Турции, но и общая оценка происходящего в мире. Так, рост антиамериканских настроений среди турок, зародившийся из-за интервенции США в Ираке в марте 2003 года (Турция, напомним, отказалась предоставить Пентагону свою территорию для вторжения в Ирак), отразился и на восприятии Запада в целом, включая ЕС. Даже турецкие предпринимательские круги, которые остаются среди самых последовательных сторонников европейского выбора, поскольку он делает экономику более конкурентоспособной, начинают посматривать на соседние рынки в качестве приоритетных для себя. Речь идет о рынках Ближнего Востока, Ирана, России и других постсоветских стран… У некоторых европейских комментаторов даже появилось понятие, согласно которому в регионе складывается некий ирано-турецкий экономический полюс. Возможно, об этом еще говорить рано, но нельзя не замечать происходящих в Турции сдвигов в восприятии как своей страны, так и ее места в мире.

Неуступчивость Анкары в кипрском вопросе объясняется и внутриполитическими соображениями. В будущем году в стране предстоят важнейшие выборы, и правительство, которое надеется сохранить власть, учитывает настроения в обществе и не хочет проявить излишнюю податливость Европе в принципиальной проблеме. Так что до турецких выборов от Анкары вряд ли следует ожидать особой гибкости. После голосования и в зависимости от его результатов – другое дело: прагматизм может взять верх.

Но и от европейских партнеров Турции тоже особой гибкости в предстоящие месяцы не дождаться. С 1 января 2007 года на пост председателя ЕС на полгода вместо нейтральной по турецкому вопросу Финляндии вступает Германия, которая прохладно относится к перспективе приема Анкары: сказывается присутствие на германской территории 4,5 млн. турецких иммигрантов. А во Франции в апреле будущего года пройдут президентские выборы. Один из двух вероятных победителей – нынешний глава французского МВД Николя Саркози не скрывает, что он категорически не хочет видеть Турцию в ЕС.

Андрей СЕМИРЕНКО

№5, 2006

№5, 2006