Главная > Тенденции & прогнозы > Саммит > Россия-ЕС: итоги саммита

Россия-ЕС: итоги саммита

image_pdfimage_print
Состоявшаяся в Ницце 14 ноября очередная встреча на высшем уровне ЕС-Россия не завершилась громогласной декларацией, однако может войти в историю отношений между сторонами как этап нового старта. Пауза была вызвана августовским кризисом на Кавказе, она стала апогеем накапливавшегося непонимания сторонами друг друга, взаимных обид и претензий. Прошедшие недели и месяцы остудили горячие головы в Брюсселе и Москве, позволили в очередной раз понять очевидное: Россия и ЕС взаимозависимы и взаимодополняемы, поэтому их взаимодействие неизбежно.

Возможно, дело приняло именно такой оборот из-за того, что в текущем полугодии у руля Союза волею давно составленного графика оказалась Франция. Эта страна располагает как влиянием, так и интеллектуальными и аппаратными возможностями для объективного понимания уровня проблем и возможных путей их решения. Париж способен воспарить над сиюминутным, увидеть перспективу и идти к ней.

Итоги переговоров в Ницце сводятся к нескольким пунктам.

Первое. ЕС и Россия выработали, по выражению российского президента Дмитрия Медведева, «почти единую» позицию относительно путей реорганизации глобальной финансовой системы, погрязшей в затяжном кризисе. Это позволило им практически единым фронтом выступить в Вашингтоне уже 15 ноября на встрече «группы 20-ти», которая была посвящена как раз этой проблематике. «Надо изменить порядок вещей: надолго, структурно, явно», – обобщил общий подход президент Франции Николя Саркози.

Второе. Стороны возобновляют переговоры о заключении нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Их приостановка по инициативе Брюсселя стала единственным формальным проявлением его негативной оценки событий на Кавказе и действий России по отношению к Грузии. Впрочем, в заключении нового соглашения с Москвой в большей степени заинтересован ЕС. Если судить по сведениям из неофициальных, но информированных источников, европейцы считают, что в условиях нынешнего глобального кризиса позиции России ослабевают. Поэтому моментом надо воспользоваться для форсирования переговорного процесса с ней.

Третье. Наметилось движение в двустороннем диалоге по вопросам европейской безопасности, чего раньше практически не наблюдалось. ЕС и Россия согласны созвать в середине 2009 года встречу на высшем уровне стран-участниц Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). На ней можно было бы обсудить предложение Д.Медведева о новой архитектуре коллективной безопасности на континенте. От обсуждения до принятия конкретных решений, к тому же по столь деликатному вопросу, путь не близок, но все же широкая дискуссия на эту тему, в том числе с участием США, где будет новая администрация, сама по себе становится стабилизирующим фактором.

Четвертое. Между тем Россия и ЕС призывают к тому, чтобы воздержаться до этой встречи от односторонних действий в области, которая затрагивала бы проблемы безопасности в Европе. Это касается как проблематики, связанной с развертыванием в Польше и Чехии (они входят не только в НАТО, но и в ЕС) элементов американской противоракетной обороны, но и возможных ответных действий Москвы.

Пятое. Стороны констатировали сохранение расхождений по грузинской проблематике и оценок выполнения «плана Медведева-Саркози». Тем не менее, Россия и ЕС готовы преодолевать расхождения путем диалога, без взаимных угроз и нагнетания напряженности.

Много это или мало? Объективные интересы обеих сторон давно требуют гораздо большего взаимопонимания и реализма в отношениях друг с другом, но по субъективным причинам этого не происходило. Не все к этому готовы, в том числе в ЕС, что иногда порождает в Москве излишнюю настороженность. Ницца, как представляется, создала условия для преодоления черной полосы в отношениях между Россией и ЕС, для начала движения к белой полосе. Если удастся установить баланс интересов в этом диалоге, то многие проблемы решатся сами собой.

Андрей СЕМИРЕНКО

№11(27), 2008

№11(27), 2008