Главная > Тенденции & прогнозы > Ситуация > Исламист вещает с кафедры Лондонской школы экономики

Исламист вещает с кафедры Лондонской школы экономики

image_pdfimage_print
Зовут его Реза Пэнкхерст, и до последнего времени о его существовании знал только ограниченный круг студентов, которым он преподавал курс «Государства, нации и империи», причём не где-нибудь, а в одном из самых именитых столичных вузов, в Лондонской школе экономики. Неожиданно выяснилось, о чём прознали журналисты из «Таймс», что Реза Пэнкхерст по пятницам не преподаёт, а наставляет – читает не лекции, а проповеди на сходках Исламского общества, собирающего заинтересованных студентов в университетском физкультурном зале.

Ничего крамольного в том нет. В Британии признают свободу вероисповедания. Правда, газетчики установили, что проповедник провёл четыре года в египетской тюрьме, где его даже пытали за принадлежность к Хизб ут-Тахрир, вернее, за пропаганду взглядов этой группировки.

Стоит напомнить или разъяснить, что Хизб ут-Тахрир аль-Ислами, или «Партия исламского освобождения», основана в 1953 году в Иерусалиме судьёй шариатского апелляционного суда Такиуддином ан-Набхани в качестве филиала египетского движения «Братья-мусульмане». Если в России и ряде республик Центральной Азии Хизб ут-Тахрир аль-Ислами квалифицирована как террористическая структура, большинство стран Евросоюза, а также США формально не числят Хизб ут-Тахрир в списке организаций, которые поддерживают и спонсируют терроризм. Официальной сверхзадачей этой группировки провозглашено восстановление справедливого исламского образа жизни и исламского государства – халифата, а также воплощения в нём исламской системы ценностей.

Быть поклонником халифата – это также не криминал, тем более что формально партия не призывает к насильственным действиям во имя этой высшей цели. Однако принадлежность Реза Пэнкхерста к организации, запрещённой в Германии за свои антисемитские анафемы, вызвала широкий резонанс. Представитель Фонда Кильяма, позиционирующего себя как анти-экстремистская сила, заявил: «Хизб ут-Тахрир, за которой числится длинный список заявлений в духе нетерпимости, не оставила попытки проникнуть в британские университеты для того, чтобы распространять там свои деструктивные и конфронтационные призывы».

В ответ на шумиху в прессе министерство внутренних дел Великобритании выступило с заявлением: «Хизб ут-Тахрир находится под постоянным наблюдением. Как только появляется новая информация, она анализируется, а сама организация вновь оценивается с учетом новых обстоятельств». В защиту препода выступил его ученик Хорхе Рамирес, написавший в своей почте в ходе развернувшейся на форуме «Таймс» дискуссии: «Хотя не могу комментировать содержание его проповедей по пятницам, но я могу сказать, поскольку уже почти год учусь у Пэнкхерста, что в классе он никогда не раскрывал своих религиозных убеждений».

Никаких прямых улик, подтверждающих, что Хизб ут-Тахрир занимается пропагандой насилия и тем радикализирует молодых британцев, действительно, не приводится, хотя обычно ссылаются на достопамятный призыв лидера британского отделения этой партии Омара Бакри во время первой войны в Персидском заливе. Бакри призвал убить тогдашнего премьера Джона Мейджора, о чём открыто объявил газете «Дейли стар»: «Мы отпразднуем его смерть». Бакри был незамедлительно арестован, но отпущен через 48 часов. Затем после обрушения Башен близнецов подняли вопрос об объявлении Хизб ут-Тахрир вне закона. Оказалось, что оснований для запрета недостаточно. В 2005 году премьера Тони Блэра ознакомили с исследованием под говорящим названием «Молодые мусульмане и экстремизм», где отвергалась причастность партии к терроризму.

Между тем, в Британии эта организация пустили наиболее глубокие корни. Около 10 тысяч её единомышленников собрались в 2002 году на конференцию «Британец или мусульманин», состоявшуюся на лондонском стадионе Уэмбли. В базах данных можно почерпнуть о ней многозначительные сведения. Партия распространяет издаваемый ею журнал «Салям». После окончания молитв в местных мечетях активисты Хизб ут-Тахрир раздают на выходе, случается, до 100 тысяч листовок. Лидером британского отделения партии является сейчас Джалалуддин Патель, чьи корни на Индостанском субконтиненте, эксперт в области компьютерных информационных технологий (кстати, немало последователей учения о халифате работают именно в этом секторе). Наконец, при поддержке партии «возрожденцев» возник вокально-инструментальный ансамбль в продвинутом стиле хип-хоп под названием « Blakstone ».

Нет дыма без огня, полагают участники форума на страницах «Таймс», где цитируется один из посетителей пятничных посиделок у Резы Пэнкхерста. По словам этого анонима, Пэнкхерст «регулярно рассуждает на политические темы, говорит об Афганистане и необходимости создания халифата». Более того, Пэнкхерст, коснувшись инцидента, когда террорист, связанный с «Аль-Каидой», пытался взорвать самолет Northwest Airlines, следовавший из Амстердама в Детройт в декабре 2009 года, призвал слушателей видеть главную причину происшествия во внешней политике стран Запада.

Между тем, Умар Фарук Абдулмуталлаб, сын влиятельного и состоятельного банкира, бывшего председателя Первого банка Нигерии, получил высшее образование в Университетском колледже Лондона. Здесь он с сентября 2005 года по июнь 2008 года постигал науки по специальностям «машиностроение» и «финансы». С 2006 года Абдулмуталлаб был президентом Исламского совета колледжа, заметим, – крупнейшего в составе Лондонского Университета, занимающего в стране третье место по числу обучающихся иностранцев. Однажды он прочёл для студентов лекцию на тему «Джихад против терроризма». Спецслужбы полагают, что именно в Лондоне Абдулмуталлаб был рекрутирован «Аль-Каидой».

Лондонская «Таймс» обращает внимание на немаловажную деталь в этой истории: 8 января начались судебные слушания по обвинению Абдулмуталлаба в подготовке неудавшегося теракта. Он стал четвертым руководителем Исламского общества, объединяющего студентов лондонских вузов, который предстал перед британским правосудием. Одного из его коллег также судили за попытку в 2006 году взорвать бомбу на борту авиалайнера. Еще двое с 2007 года были осуждены за террористическую деятельность… В августе прошлого Абдулмуталлаб отправился в Йемен под предлогом изучения арабского языка. На самом деле здесь он прошел курс молодого террориста в лагерях «Аль-Каиды».

Проникновение радикальных исламистов в британские вузы, пишет Шираз Махер, бывший член Хизб ут-Тахрир, «представляет собой проблему, которой необходимо заниматься в срочном порядке». Достаточно напомнить, подчеркивает этот автор статей о радикальном исламе в журнале «Стэндпойнт», что один из первых исламистских камикадзе в Британии – Омар Шариф, и что он был подвергнут индоктринированию в то время, когда учился в Королевском колледже в Лондоне в 1990-е годы.

…Вне зависимости от того, насколько реальна или преувеличена угроза со стороны исламистских ячеек в Британии, и в частности, со стороны местного отделения Хизб ут-Тахрир, нельзя не заметить, что именно в этой среде в последнее время вызревают антисоциальные элементы. Многие из них, как показывают приведённые выше случаи, признают в качестве законного способа изменить неуютный для них мир насильственные методы. И зачастую это люди – не маргиналы и не люмпены, а питомцы престижных храмов науки, которыми студенческий бунт в мае 1968 года во Франции, видимо, воспринимается как уличная буффонада в стиле Диснейленда.

В полемике на форумах довольно громко и жёстко звучали голоса тех британцев, которые напуганы и возмущены попустительством властей в отношении тех заезжих экстремистов, которые чувствуют себя вольготно в Британии, испокон веков дававшей прибежище зарубежным диссидентам, подчас с криминальным прошлым. Ситуация может измениться после весьма вероятного прихода во власть консерваторов, вынашивающих планы поставить вне закона все радикальные группировки, к числу которых они относят и Хизб ут-Тахрир аль-Ислами.

Владимир МИХЕЕВ

№2(41), 2010