Главная > Тенденции & прогнозы > Ситуация > Отзвук братоубийственной войны

Отзвук братоубийственной войны

image_pdfimage_print

Испанцам напомнили о давней трагедии

Знаменитый не только в Испании судебный следователь Бальтасар Гарсон снова вызвал много шума. На этот раз решил насыпать соль на глубокую рану, которую большинство испанцев считали надежно затянувшейся: он обвинил покойного диктатора Франсиско Франко в преступлениях против человечности.

Генералиссимус Франко правил Испанией на протяжении 36 лет, после того как республиканцы потерпели поражение в кровопролитной гражданской войне. Диктатор скончался в 1975 году, и его тело погребено неподалеку от Мадрида, в Долине павших, где под взметнувшимся ввысь 150-метровым каменным крестом покоятся 40 тысяч погибших.

Почему уже в наши дни Б.Гарсон вспомнил о давно усопшем правителе и решил потревожить его призрак? Нелишне вспомнить, что десять лет назад этот страж законности добился взятия под домашний арест в Лондоне престарелого чилийского генерала Аугусто Пиночета – одного из последователей испанского каудильо. Судебный следователь упорно добивался его выдачи в Испанию, чтобы он ответил за многочисленные преступления, жертвами которых стали не только чилийцы, но и испанские граждане. Ныне покойному генералу Пиночету тогда с большим трудом удалось избежать встречи с испанской Фемидой…

Теперь Б.Гарсон занялся расследованием обстоятельств 114 тысяч убийств, совершенных франкистами во время гражданской войны 1936-1939 годов. Более того, он собрал свидетельства обвинений против 34 бывших генералов и министров, причем, в преступлениях, совершенных и после войны – вплоть до 1951 года. Все эти люди уже мертвы, однако это не останавливает борца за справедливость. Тем более, что год назад парламент Испании впервые принял закон, без обиняков называющий период правления генералиссимуса диктатурой. При этом приговоры трибуналов расцениваются как противозаконные.

Его не смущает и то, что большинство испанцев не любят будоражить себя воспоминаниями о печальном прошлом страны. Ведь после смерти Ф.Франко политические лидеры Испании, проявив благоразумие, договорились о том, чтобы не искать виновных в братоубийственной войне. В 1977 году была объявлена амнистия, которая распространилась и на бывших высокопоставленных франкистов.

Но в последние годы этот пакт стал нарушаться: добровольцы принялись извлекать из массовых захоронений и идентифицировать останки своих родственников для перезахоронений в отдельных могилах. Неожиданным проявлением интереса к полузабытому прошлому воспользовались левые силы страны, в том числе, правящие социалисты. Это, в свою очередь, вызвало резкую реакцию среди правой оппозиции Испании.

Масла в огонь полемики подлило распоряжение вскрыть могилу, в которой предположительно был захоронен великий испанский поэт и драматург Федерико Гарсиа Лорка – пожалуй, самая знаменитая жертва гражданской войны. Предвестниками неизбежной беды звучат, например, такие строки из его «Романса о гражданской гвардии» (жандармерии. – Прим. ред.):

Их кони черным-черны,

И черен их шаг печатный.

На крыльях плащей чернильных

Горят восковые пятна.

Надежен свинцовый череп –

Заплакать жандарм не может;

Проходят, стянув ремнями

Сердца из лаковой кожи.

(Перевод с испанского А.Гелескула)

Известно, что поэт был арестован и расстрелян фашистами на рассвете 19 августа 1936 года близ города Гранады, но его тело так и не удалось найти. Поэтому, по мнению Б.Гарсона, это громкое преступление (похищение человека) не раскрыто до сих пор, а, значит, не подлежит амнистии от 1977 года. Он ссылается на Нюрнбергский судебный процесс, против чего выступает генеральный прокурор Испании.

В конце концов, прокуратура запретила эксгумацию останков людей, павших от рук фанкистов, и предупредила судебного следователя, что его действия нарушают договор о национальном примирении. Теперь проблема идентификации жертв передана в ведение местных властей. Отстраненный от расследования Б.Гарсон призвал их обязательно продолжить эту деятельность.

Многие считают знаменитого судебного следователя современным дон Кихотом, воюющим с ветряными мельницами. Однако другие полагают, что в его прицеле находятся соучастники былых репрессий, которые живы до сих пор. К ним-то, видимо, и пытается подобраться знаменитость…

Александр СОКОЛОВ

№11(27), 2008

№11(27), 2008