Экологи против «Мерседесов»
Но и малолитражек многовато
Нелегкие времена ожидают европейских, в первую очередь, германских автомобилестроителей. Исполнительный орган ЕС – Европейская Комиссия – последовательно ужесточает экологические нормы для автотранспорта, на долю которого приходится около половины всех выбросов углекислого газа в атмосферу Земли. Очередные предложения властей Союза предусматривают введение самых строгих в мире стандартов, направленных на защиту окружающей среды.
Сейчас каждый автомобиль европейского производства выбрасывает в воздух в среднем 160 граммов углекислого газа на каждый преодоленный километр пути. Согласно директиве, принятой 10 лет назад, этот показатель должен был ежегодно сокращаться на 3%, чтобы в 2008 году он достиг 140 г/км. Однако уже сейчас очевидно, что этого не произойдет. Тем не менее, Брюссель настаивает на том, чтобы к 2012 году выбросы каждого нового автомобиля, проданного на территории ЕС, в среднем не превышали 130 г/км. Иначе их владельцам придется платить гораздо более высокие транспортные налоги.
Такие планы раскололи производителей машин на два примерно равных лагеря. Если французские компании «Пежо-Ситроен» и «Рено», а также итальянский «ФИАТ» еще в 2006 году, благодаря выпуску, в основном, малолитражных авто, добились среднего показателя 142-147 г/км, то для концернов Германии это трудная задача: страна знаменита как раз шикарными лимузинами, значительная часть которых идет на экспорт, прежде всего, в США, Россию и Китай.
Решение поставленной Европейской Комиссией задачи для немцев не облегчает даже тот факт, что они выпускают автомобиль, считающийся едва ли не самым экологически чистым в мире. Это «Фольксваген БлюМошн Поло», показатель которого – 99 г/км, что даже лучше, чем у японской «Тойота Приус» с гибридным двигателем! Но свою природоохранную картину «Фольксваген» портит наращиванием производства мощных автомобилей его подразделением «Ауди», а пейзаж Германии в целом – роскошная продукция «Мерседеса», «Порше» и БМВ. В свое оправдание их руководители говорят, что машины с мощными двигателями пользуются спросом, в основном, за пределами Европы, поэтому бороться за уменьшение токсичности выхлопов должны именно производители малолитражек, число которых неуклонно растет в городах Старого света. Впрочем, конструкторы этих немецких концернов, прежде всего, БМВ, тоже активно работают над уменьшением веса авто и внедрением новейших экономичных технологий. А тем временем правительство ФРГ пролоббировало в Брюсселе смягчение экологической нормы для «тяжелых (читай – немецких) легковых автомобилей»… Это немедленно вызвало критику со стороны партий и движений «зеленых».
Большие надежды европейские власти возлагают, в частности, на биотопливо, которое в перспективе призвано значительно сократить потребление бензина и дизельного топлива, что особенно актуально на фоне неуклонного роста цен на нефть на мировом рынке энергоносителей. Однако в Брюсселе признают, что продвигаться по этому пути весьма не просто.
Во-первых, производство в Европе экологически более чистого топлива – этанола – из сахарной свеклы и отходов целлюлозно-бумажной промышленности, даже при цене нефти в 65 долларов за баррель, обходится в 2 раза дороже, чем бензина (для сравнения: пионеры в этой области – бразильцы – добывают этанол из сахарного тростника, и 1 литр этого горючего обходится им на 15% дешевле одного литра бензина). Во-вторых, многие специалисты предупреждают, что расширение плантаций сахарной свеклы, рапса и некоторых других технических культуру неизбежно приведет (и уже приводит) к росту цен на продовольствие в Европе. В-третьих, существуют опасения, что в развивающихся странах ради плантаций выгодных сельскохозяйственных культур, из которых можно получать этанол, начнут вырубать тропические леса, что чревато тяжелым ударом по экологии всей планеты. И, в-четвертых, европейские автомобилисты, в отличие от бразильских и американских, пока весьма настороженно относятся к добавке этанола в баки своих «стальных коней».
К тому же эффективную альтернативу биотопливу для транспорта некоторые ученые видят в природном газе. Кстати, автомобилисты в Европе к нему относятся более спокойно, поэтому во многих странах быстро растет сеть газозаправочных станций.
Сергей ТИТОВ
Резолюция парламента подверглась двойной критике. Европейские защитники природы назвали эту меру «слишком робкой», а в США зазвучали обвинения европейцев в протекционизме. Тем не менее, депутат Европарламента Петер Лизе (Германия), один из инициаторов законопроекта, который должен быть одобрен индивидуально каждой страной ЕС, заявил о намерении добиваться безотлагательного распространения новой нормы на все авиакомпании мира. Он подчеркнул, что наиболее сильное загрязнение атмосферы самолетами происходит во время межконтинентальных рейсов.
Одни специалисты пытаются улучшить полезную отдачу солнечных панелей при одновременном уменьшении их площади, другие стремятся сделать более эффективными ветряки, вырабатывающие электроэнергию… А вот группа норвежцев уже несколько лет пытается извлекать необходимую энергию из морской воды!
На берегу одного из фиордов близ города Осло сотрудники государственной компании «Статкрафт» строят мини-прототип первой в мире электростанции, которая должна использовать в качестве источника энергии воду. По мнению энтузиастов этого проекта, в случае его успеха подобные станции смогут обеспечить половину всей нынешней потребности планеты в электроэнергии.
Придуманный норвежцами метод прост, и в общих чертах состоит в смешении в определенной пропорции морской и пресной воды. В природе это происходит во многих местах Земного шара, где реки впадают в океаны. Главный принцип, используемый в Норвегии, состоит в свойстве двух жидкостей различной концентрации и плотности производить давление, которое может привести в движение особую турбину, генерирующую электричество.
Если испытания подтвердят жизнеспособность проекта, то уже через несколько лет будет сооружена необычная – «осмотическая» – ГЭС, способная обеспечить электроэнергией 15 тысяч квартир. Во всяком случае, на это надеются отцы идеи.
№1(18), 2008