Главная > Тенденции & прогнозы > Ситуация > Экологи против «Мерседесов»

Экологи против «Мерседесов»

image_pdfimage_print

Но и малолитражек многовато

Нелегкие времена ожидают европейских, в первую очередь, германских автомобилестроителей. Исполнительный орган ЕС – Европейская Комиссия – последовательно ужесточает экологические нормы для автотранспорта, на долю которого приходится около половины всех выбросов углекислого газа в атмосферу Земли. Очередные предложения властей Союза предусматривают введение самых строгих в мире стандартов, направленных на защиту окружающей среды.

Сейчас каждый автомобиль европейского производства выбрасывает в воздух в среднем 160 граммов углекислого газа на каждый преодоленный километр пути. Согласно директиве, принятой 10 лет назад, этот показатель должен был ежегодно сокращаться на 3%, чтобы в 2008 году он достиг 140 г/км. Однако уже сейчас очевидно, что этого не произойдет. Тем не менее, Брюссель настаивает на том, чтобы к 2012 году выбросы каждого нового автомобиля, проданного на территории ЕС, в среднем не превышали 130 г/км. Иначе их владельцам придется платить гораздо более высокие транспортные налоги.

Такие планы раскололи производителей машин на два примерно равных лагеря. Если французские компании «Пежо-Ситроен» и «Рено», а также итальянский «ФИАТ» еще в 2006 году, благодаря выпуску, в основном, малолитражных авто, добились среднего показателя 142-147 г/км, то для концернов Германии это трудная задача: страна знаменита как раз шикарными лимузинами, значительная часть которых идет на экспорт, прежде всего, в США, Россию и Китай.

Решение поставленной Европейской Комиссией задачи для немцев не облегчает даже тот факт, что они выпускают автомобиль, считающийся едва ли не самым экологически чистым в мире. Это «Фольксваген БлюМошн Поло», показатель которого – 99 г/км, что даже лучше, чем у японской «Тойота Приус» с гибридным двигателем! Но свою природоохранную картину «Фольксваген» портит наращиванием производства мощных автомобилей его подразделением «Ауди», а пейзаж Германии в целом – роскошная продукция «Мерседеса», «Порше» и БМВ. В свое оправдание их руководители говорят, что машины с мощными двигателями пользуются спросом, в основном, за пределами Европы, поэтому бороться за уменьшение токсичности выхлопов должны именно производители малолитражек, число которых неуклонно растет в городах Старого света. Впрочем, конструкторы этих немецких концернов, прежде всего, БМВ, тоже активно работают над уменьшением веса авто и внедрением новейших экономичных технологий. А тем временем правительство ФРГ пролоббировало в Брюсселе смягчение экологической нормы для «тяжелых (читай – немецких) легковых автомобилей»… Это немедленно вызвало критику со стороны партий и движений «зеленых».

Большие надежды европейские власти возлагают, в частности, на биотопливо, которое в перспективе призвано значительно сократить потребление бензина и дизельного топлива, что особенно актуально на фоне неуклонного роста цен на нефть на мировом рынке энергоносителей. Однако в Брюсселе признают, что продвигаться по этому пути весьма не просто.

Во-первых, производство в Европе экологически более чистого топлива – этанола – из сахарной свеклы и отходов целлюлозно-бумажной промышленности, даже при цене нефти в 65 долларов за баррель, обходится в 2 раза дороже, чем бензина (для сравнения: пионеры в этой области – бразильцы – добывают этанол из сахарного тростника, и 1 литр этого горючего обходится им на 15% дешевле одного литра бензина). Во-вторых, многие специалисты предупреждают, что расширение плантаций сахарной свеклы, рапса и некоторых других технических культуру неизбежно приведет (и уже приводит) к росту цен на продовольствие в Европе. В-третьих, существуют опасения, что в развивающихся странах ради плантаций выгодных сельскохозяйственных культур, из которых можно получать этанол, начнут вырубать тропические леса, что чревато тяжелым ударом по экологии всей планеты. И, в-четвертых, европейские автомобилисты, в отличие от бразильских и американских, пока весьма настороженно относятся к добавке этанола в баки своих «стальных коней».

К тому же эффективную альтернативу биотопливу для транспорта некоторые ученые видят в природном газе. Кстати, автомобилисты в Европе к нему относятся более спокойно, поэтому во многих странах быстро растет сеть газозаправочных станций.

Сергей ТИТОВ

Европейский Парламент одобрил в конце прошлого года резолюцию с требованием уменьшить выбросы углекислого газа самолетами, направляющимися в Европу и осуществляющими рейсы с этого континента. Это решение направлено на подключение авиатранспорта к приобретению международных квот на выбросы загрязняющего атмосферу газа, как это предусмотрено Киотским протоколом для ряда отраслей промышленности – производства электроэнергии, цемента, топлива, целлюлозы и бумаги. Авиакомпании, нарушающие нормы, смогут покупать квоты у стран, которые далеки от их исчерпания, например, у России.
Резолюция парламента подверглась двойной критике. Европейские защитники природы назвали эту меру «слишком робкой», а в США зазвучали обвинения европейцев в протекционизме. Тем не менее, депутат Европарламента Петер Лизе (Германия), один из инициаторов законопроекта, который должен быть одобрен индивидуально каждой страной ЕС, заявил о намерении добиваться безотлагательного распространения новой нормы на все авиакомпании мира. Он подчеркнул, что наиболее сильное загрязнение атмосферы самолетами происходит во время межконтинентальных рейсов.
Поиски и усовершенствование альтернативных источников энергии интенсивно идут во многих странах и в самых разных направлениях.
Одни специалисты пытаются улучшить полезную отдачу солнечных панелей при одновременном уменьшении их площади, другие стремятся сделать более эффективными ветряки, вырабатывающие электроэнергию… А вот группа норвежцев уже несколько лет пытается извлекать необходимую энергию из морской воды!
На берегу одного из фиордов близ города Осло сотрудники государственной компании «Статкрафт» строят мини-прототип первой в мире электростанции, которая должна использовать в качестве источника энергии воду. По мнению энтузиастов этого проекта, в случае его успеха подобные станции смогут обеспечить половину всей нынешней потребности планеты в электроэнергии.
Придуманный норвежцами метод прост, и в общих чертах состоит в смешении в определенной пропорции морской и пресной воды. В природе это происходит во многих местах Земного шара, где реки впадают в океаны. Главный принцип, используемый в Норвегии, состоит в свойстве двух жидкостей различной концентрации и плотности производить давление, которое может привести в движение особую турбину, генерирующую электричество.
Если испытания подтвердят жизнеспособность проекта, то уже через несколько лет будет сооружена необычная – «осмотическая» – ГЭС, способная обеспечить электроэнергией 15 тысяч квартир. Во всяком случае, на это надеются отцы идеи.

№1(18), 2008

№1(18), 2008